Мерапрыемствы з бацькамі

Консультация "Карманные деньги"

разгарнуць

Карманные деньги — довольно скользкая тема, связанная с воспитанием. Многие родители задаются вопросами: как давать деньги, сколько денег давать и так далее. Наш блогер, мама двоих детей Юлия Хоршева, рассказывает о своём опыте обучения детей финансовой грамотности и о карманных деньгах.

Современные дети стремятся к самостоятельности, обладают высоким уровнем интеллекта и творческим потенциалом. В желании сделать детей счастливыми мы развиваем у них чувство справедливости, ответственности за принятые решения и прививаем финансовую грамотность. Каждый день перед родителями встаёт множество вопросов, решая которые совместно с ребёнком мы строим светлое и благополучное завтра.

Один из таких вопросов: а нужны ли детям карманные деньги? Если да, то с какого возраста, в каком количестве и как часто? На мой взгляд, да, деньги для собственных расходов детям нужны. Не в виде поощрения за помощь и учёбу, а чтобы научить ребёнка распоряжаться ими, понять ценность денег через взаимодействие с ними.

1. С какого возраста

Желательно выдавать деньги детям, умеющим считать. Наилучшим временем мне представляется начальная школа, а дальше каждый выбирает для себя, первый или третий класс им больше подойдёт. Я начала выдавать деньги своим детям с девяти лет, по окончании второго класса.

2. В каком количестве

На мой взгляд, сумма должна быть не слишком большой, но и не слишком маленькой. Такой, чтобы на неё можно было что-то купить сразу или, накопив, за месяц купить что-то существенное. Например, игрушку.

3. Как часто выдавать деньги

Карманные деньги — это подобие зарплаты, которая выдаётся в установленный день, а не время от времени. Стоит завести традицию выдавать определенную каждую пятницу. Причём дети должны сами об этом напомнить.

4. Тратим по правилам

О правилах использования карманных денег договориться желательно «на берегу». Ребёнок напоминает о выдаче денег в оговоренный день: «Сегодня пятница, дай мне, пожалуйста, мои деньги». Если забывает на два-три дня, то в понедельник они уже не выдаются, только на следующей неделе. Развиваем дисциплинированность. Вы догадываетесь? Как правило, дети не забывают!

Ребёнок может одолжить у вас деньги в магазине на покупку до возвращения домой. Таким образом он учится считать: сколько было, сколько потратил, сколько вернуть, сколько сдачи.

Если ребёнок накопил большую сумму, например 20 рублей, то есть смог не растранжирить на сладкое, мелочи, — он молодец и может рассчитывать на такую же сумму в долг на покупку игрушки, вещи или развлечения, которое стоит 40 рублей. При этом следующие пять недель деньги ему не выдаются. Важно оговорить сразу, что покупать нельзя! Для меня это вещи, вредные для здоровья.

Нужно, чтобы ребёнок сделал «свои ошибки». То есть очевидно, что вначале деньги будут мгновенно спущены и потрачены на ерунду с точки зрения взрослого

Но не спешите ругаться! Дайте понять, что это был выбор ребёнка и в следующий раз он поступит иначе. Так, пройдя путь «транжиры» в юном возрасте, взрослеющий ребёнок сможет верно распорядиться деньгами.

5. И самый важный момент!

Если ребёнку недостаточно карманных денег, он может спросить: «Как мне заработать ещё?» Мечту ведь так хочется приблизить! Подумайте и дайте ему эту возможность. Он будет счастлив, что может выполнить работу, за которую платят деньги, что он уже такой взрослый, что сможет осуществить мечту! Это очень круто и в разы повышает самооценку ребёнка!

Если ребёнку давать карманные деньги

Ребёнок не чувствует себя униженным рядом с другими детьми, когда они покупают себе важные для них безделицы или что-то вкусненькое. Грамотное распоряжение карманными деньгами с детских лет даёт опыт планирования личного бюджета, готовит к будущей финансовой ответственности, но если ребёнка не ограничивать в деньгах, он не будет знать им цену, появится зазнайство и хвастовство.

Если ребёнку не давать карманные деньги

Так как дети ещё не умеют рационально пользоваться деньгами, семья понесёт некоторый убыток, поэтому финансово выгоднее, когда всё необходимое для ребёнка покупают родители. При этом отсутствие карманных денег у ребёнка может вызвать негативное отношение к родителям. Случается, что дети начинают воровать у семьи, а позже и у друзей.

 

В современном мире дети понимают, что деньги не главное в жизни, но без них не прожить. Средства для жизни необходимо зарабатывать и рационально тратить. Задача родителей — учить детей этому с малых лет. Карманные деньги — путь к практическим урокам жизни.

Будем мудрыми родителями!

згарнуць

Консультация "Финансовое воспитание ребенка: как вырастить экономиста"

разгарнуць

Если родителям задать вопрос: кем вы хотите видеть вашего ребенка в будущем — богачом или нищим, — большинство, конечно, ответит, что мечтает увидеть сына-дочку благополучными и карьерно перспективными. Но нужно понимать: финансовый гений в детях не просыпается сам по себе — этот фундамент важно закладывать с раннего детства. Поэтому сегодня наш разговор пойдет о грамотном финансовом воспитании детей.

 

СНАЧАЛА. Лучше всего финансовую культуру в детях воспитывать на личном примере, говорят опытные родители. "Разговоры или нарочно смоделированные ситуации оказывают куда меньше влияния, чем поведение родителей и окружающих. Если ребенка на словах приучают к экономии, но при этом он видит, как родители сорят деньгами, то вряд ли он прислушается к словам — на него куда больше повлияют поступки. Поэтому родителям сначала желательно понять, кого они хотят вырастить — альтруиста, готового делиться "последней рубахой", или человека экономного и даже прижимистого. После этого можно разработать стратегию воспитания такой личности", — отмечает психолог Екатерина Гичан. При этом в первые годы жизни ребенка не стоит рассказывать ему о деньгах, но стоит приучить к ценности вещей. "Надо воспитывать бережное отношение к вещам, даже игрушкам, и пояснять: эта вещь дорогая, надо к ней аккуратно относиться и бережно класть на место. Потому что если вещь сломается, то мама снова такую же купить не сможет. Нельзя разрешать ребенку разбрасывать вещи, ломать или говорить: "Ничего страшного". Это закладывает в будущем неадекватное отношение к деньгам", — поясняет и кандидат психологических наук Татьяна Подольская. А вот с трех-четырех лет малышу уже можно пояснять, что такое деньги. "Стоит показывать ребенку монетки, купюры. Объяснять разницу между ними. К примеру, своей дочке я объясняла, почему купюра ценится больше монет (хотя бумажка одна, а монет много) на примере коробки конфет: коробка — одна, а конфет в ней — много", — продолжает Гичан. С пяти-шести лет, по словам психолога, желательно пояснять детям, откуда берутся деньги. "Будет повод рассказать о профессиях. Важно объяснить ребенку, что деньги не берутся "из воздуха" — родители их зарабатывают, порой тяжело. Не помешает даже свозить ребенка на работу — чтобы он увидел, чем целыми днями занимаются мамы-папы. Такой подход вырабатывает в детях уважение к родителям", — отмечает Подольская.

 

ИГРАЕМ В МАГАЗИН

Грамотное отношение к деньгам у детей лучше формировать в игровой форме, считают родители: природа финансов — сложная, так что желательно ее "предметизировать". "Играть можно в больницу, парикмахерскую, магазин, поезд или даже традиционную "Монополию" — во все реальные игры, где можно использовать деньги. Эти игры полезны тем, что в них можно играть семьей, и следить за поведением и эмоциями ребенка. А если ваше чадо совершило фин­ошибку, можно подсказать, как все исправить", — говорит Подольская. А Гичан подсказывает, что "понарошечные" деньги можно сделать самостоятельно: вырезать из бумаги и раскрасить — это, в частности, развивает мелкую моторику.

 

НАЛИЧКА. Сколько и как часто давать детям карманные деньги — тема для отдельного разговора. По мнению родителей, начинать выделять небольшие суммы можно с того времени, как ребенок научился считать и писать. При этом важно выработать четкие правила финвзаимоотношений в семье. "Карманные деньги для ребенка — это как зарплата для вас, поэтому давать их нужно регулярно, но немного. Малышам наличные выдаются раз в неделю, ведь они еще не умеют планировать расходы, и весь месячный бюджет могут сразу потратить на конфеты. В принципе, ребенку можно дать свободу выбора при покупках, но желательно ограничить в приобретениях вредных для здоровья газировки и чипсов", — поясняет директор по маркетингу "Простобанк Консалтинг" Алена Попова. По ее словам, полезно деньги выдавать вместе с расчерченным листочком, где нужно заполнить колонку "остаток на начало периода" (то есть сколько сейчас есть денег у ребенка), колонка "доход" (то есть выданная сумма, деньги, подаренные на праздники), колонка "расход" (где ребенок записывает все свои расходы за неделю + итого) и колонка "остаток на конец периода". "Пока родители не получат от ребенка этот отчет, новая порция карманных денег не выдается", — поясняет Попова. Что касается размеров сумм для карманных расходов, то психологи рекомендуют выделять деньги под конкретные цели — проезд, обед в столовой или на субботний поход в кино. "Но если ребенок говорит, что нужно больше денег, попросите его расписать бюджет и обосновать, почему выросли траты", — отмечает Подольская.

 

ВСЕЙ СЕМЬЕЙ: копим и экономим

Многие родители не любят ходить с детьми в магазин, потому что маленькие "хочухи" требуют скупить все сладости и игрушки. Эксперты советуют не бояться говорить чадам "нет", но всегда пояснять причину отказа.

"Если ваш доход не позволяет купить ребенку дорогую игрушку, то говорите об этом прямо. Не нужно рассказывать, что папа-мама зарабатывают мало. Лучше сказать, что весь доход этого месяца потрачен на ЖКХ, продукты и проезд. Но мы отложим, к примеру, по 1/3 стоимости игрушки в течение трех месяцев и сможем ее купить. Но важно сдержать обещание, если не хотите утратить доверие ребенка", — говорит Алена Попова.

КОПИЛКИ Также психологи рекомендуют развивать силу воли детей благодаря копилке: "Дети любят коллекционировать. Им нравится перебирать монетки и осознавать, что их становится больше. Поэтому стремления детей важно направлять в полезное русло — например, совместно копить на мечты ребенка. Для начала — купить копилку и определиться, на что же семья собирает. Желания у детей осязаемые, например, ролики. Если у мечты есть цена, то важно объяснить ребенку, за какой срок он накопит нужную сумму. При этом уточнить, какую часть соберут ребенку родители (можно помочь половиной суммы)", — отмечает Гичан.

згарнуць

Консультация "10 ошибок финансового воспитания"

разгарнуць

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

в семейную библиотеку

· Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.

· Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться": полезные советы.

· Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.

· Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Многие дети с 14−15 лет находят возможность подработки. Не стоит забирать всю зарплату в «семейный котел» — даже если ваши мысли о том, как распорядиться заработанным, кардинально не совпадают. Можно и нужно поощрять стремление поделиться: например, получив зарплату, подросток может купить угощение для всех.

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

згарнуць

Консультация "Воспитание у детей разумных потребностей"

разгарнуць

В экономическом воспитании детей в семье важное место занимает целенаправленное формирование разумных потребностей. Само понятие «потребность» выражает нужду в чем-то необходимом для жизнедеятельности человека, социальной группы, общества. Разумные потребности личности обеспечивают гармоническое сочетание общественных, коллективных и личных потребностей.

Индивидуалистические устремления, наносящие ущерб интересам семьи и общества, деформируют саму личность. Необходимо создать в семье такую атмосферу, чтобы дети понимали, в каких пределах удовлетворение их потребностей полезно им самим и другим людям.

Для формирования у детей разумных потребностей существенное значение имеет метод сравнения. Многим детям невдомек, что стоимость одного билета в кино равна стоимости полкилограмма сахара, которого хватает человеку более чем на неделю. Таких сравнений можно привести множество. Важно на конкретных примерах учить детей сравнивать и оценивать. Такой экономический анализ просто необходим в их будущей самостоятельной жизни.

Знаете, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Приучить его не встречать ни в чем отказ. Так как желания его будут постоянно расти, и он привыкнет, что они всегда выполняются, то рано или поздно наступит такой момент, когда вы при всем желании не сможете удовлетворить его потребности и вынуждены будете прибегнуть к отказу, что принесет ему намного больше страданий, чем если бы вы отказывали ребенку в лишних, требуемых им вещах. Так оценивал ситуацию великий французский просветитель Жан Жак Руссо примерно 200 лет назад. Его слова не потеряли актуальности и в наши дни. Он считал, что самый верный способ испортить человека — это дать ему все и не требовать от него ничего, «...тогда тиран будет к вашим услугам». 

При воспитании разумных потребностей не следует прибегать к крайностям: все запрещать или все позволять. Акцент в семье надо делать не на отвращение детей от вещей, которые вы считаете ненужными, а на приобщение к другим ценностям.

Выделите в вашем бюджете статьи для покупки книг, игрушек, посещения музеев, театров, кино, для туристических поездок и т. п., приобщайте детей к труду на производстве, в хозяйстве.

Труд — лекарство от любых пороков, в том числе и от «вещизма». Ребенок, научившись создавать полезные вещи, будет их ценить, получит радость не от того, что имеет, а от того, что умеет. Занятость полезным делом в семье научит ценить домашний труд взрослых, приучит считаться с потребностями родителей, бабушек, дедушек, как со своими собственными

згарнуць

Консультация "Формирование правильного отношения детей к деньгам"

разгарнуць

Отношение людей к деньгам чрезвычайно важно. Оно многое определяет в их собственной жизни и жизни окружающих.

Как воспитать правильное отношение к деньгам? Плохо, когда ими «сорят» или пренебрегают, еще хуже, когда стараются приобрести их любыми средствами, без конца говорят о них, жалуются на то, что их не хватает. Необходимо найти «золотую середину», научиться тратить их разумно, спокойно, умно и корректно, четко осознавать цену «трудовому рублю».

Чем раньше у ребенка будет воспитано правильное отношение к деньгам, тем скорее сформируется личность, наделенная такими важнейшими качествами, как бережливость, экономическая расчетливость, хозяйственность и деловитость. При этом необходимо оградить малыша от формирования потребительства, всегда сочетающегося с душевной черствостью, невоспитанностью. Еще А. С. Макаренко считал, что деньги могут быть прекрасным воспитателем, и в то же время утверждал, что «...из всех изобретений человечества это изобретение ближе всего к дьяволу».

Опыт показал, что ознакомление детей с сущностью денег можно начинать с 4—5 лет, постепенно с возрастом усложняя это ознакомление и включая их в разумное использование денег. 

Вначале дети овладевают знаниями о некоторых внешних особенностях торговли. Они с интересом играют в «магазин», покупая «продукты» и «вещи» за «деньги», которыми служат камешки, бумажки и т. п. В 4—5-летнем возрасте детей можно познакомить с настоящими деньгами, показать, когда и зачем их используют, какие они бывают; бумажные и металлические.

В 6—7 лет у детей формируется непосредственное представление о деньгах, уточняются и расширяются знания, необходимые для самостоятельного совершения покупок.

В начальный период добрыми помощниками для родителей могут стать настольно-печатные игры: «Наш магазин», «Найди деток мамы- монетки», «Поищем вместе», «Муха-Цокотуха» и др. Кроме того, знакомство детей с деньгами оптимальнее всего осуществляется при посещении магазинов и совершении покупок.

Карманные деньги это также один из приемов воспитания детей, призванный научить ребенка пользоваться деньгами, разумно тратить их, делая покупки, ответственно относиться к их выбору.

Сколько денег давать детям? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Сумма карманных денег зависит от возраста и степени самостоятельности ребенка, определяется характером его потребностей и способностью принимать экономические решения.

Независимо от того, как это заведено в семьях друзей вашего ребенка, не следует давать ему больше денег, чем вы в состоянии позволить в соответствии с бюджетом семьи и потребностями ребенка, определенными вами.

Если ребенок протестует, нужно ответить ему искренне, с сочувствием: «Жаль, что мы не можем дать больше на твои расходы. Но мы ограничены в средствах». Это лучше, чем убеждать ребенка, что на самом-то деле ему хватает тех денег, которые обычно выдаются.

Вряд ли сразу можно ожидать от детей разумной траты карманных денег. Многие ребята не умеют регулировать свой бюджет, могут истратить все сразу. Надо обсудить эту проблему с ребенком по-деловому, чтобы прийти к взаимному соглашению. Если случаи немедленной траты карманных денег повторяются, вероятно, стоит разделить общую сумму (например, недельную) и выдавать ее ребенку частями.

Часто возникает вопрос, надо ли спрашивать отчет о карманных расходах? Безусловно, следует поинтересоваться, не осталось ли у сына или дочери денег с прошлой недели. Воспитание привычки быть точными в своих денежных расчетах должно быть заложено в детях с раннего возраста. Одолжил — верни вовремя. Согласитесь, что и нам, взрослым, бывает неприятна забывчивость, которая позволяет людям одолжить деньги на несколько дней и не возвращать долг. 

Итак, в решении вопросов, связанных с карманными деньгами, следует руководствоваться, в первую очередь, принципами целесообразности.

Карманные деньги дают возможность проверить честность и воспитанность ребенка, привить доброту и великодушие к своим близким и друзьям, способность к самоограничению, формируют правильные потребности и разумное их удовлетворение. Давайте относиться к деньгам так, как предлагал А. С. Макаренко в «Книге для родителей»: как к обычному удобству жизни, смотреть на них, как на будничную, но полезную деталь, при этом постоянно помнить, что в них наш труд, наши силы, наши старания, поэтому каждый заработанный рубль достоин большого уважения.

згарнуць

Консультация "Биржа, акции, биткоин... Как разобраться самому и рассказать ребенку"

разгарнуць

1. Биржа

Биржа — это рынок, на котором продаются акции, облигации и другие финансовые инструменты. В старых фильмах они выглядят как офисы (желательно на Уолл-стрит), в которых все перекрикивают друг друга и разговаривают по трём телефонам одновременно. Современные биржи больше похожи на сайты с частными объявлениями, только вместо машин, бытовой техники и одежды там продаются финансовые активы. Чтобы купить или продать что-нибудь на бирже, нужно сначала найти тех, кто захочет у вас что-нибудь продать или купить. Это можно делать прямо из дома, но перед этим нужно заключить договор с брокером — посредником между продавцом и покупателем на бирже.

2. Акции (и другие ценные бумаги)

Акции (а ещё облигации и векселя) — это финансовые активы. Если вы покупаете актив, значит, кто-то вам что-то должен. То есть если вы купите облигацию, то как бы дадите взаймы тому, кто эту облигацию выпустил. Спустя время вы получите свои вложения назад с прибавкой. Вексель даёт право получить какую-то сумму денег после того, как пройдёт определённый срок. Покупая акцию, вы становитесь совладельцем компании. Так можно купить частичку даже Apple или «Газпрома»! Правда, скорее всего, частичка это будет маленькой, так что вы вряд ли вы сможете оказать на компанию какое-то влияние. Зато если дела у неё пойдут в гору, акции будут расти в цене, и их можно будет с выгодой продать. Иногда компании делятся со своими акционерами прибылью, то есть платят дивиденды.

Акции самых надёжных компаний называются «голубыми фишками». Это название происходит из игры в покер, где самые дорогие фишки — синего цвета. К ним относятся, например, Google, Coca-Cola, McDonald's, «Газпром», МТС.

3. IPO

Не все компании продают свои акции на бирже. Но если владельцы компании хотят привлечь инвесторов (то есть получить деньги, продав кому-то часть своей доли в фирме), они должны провести IPO. По-английски это звучит как Initial Public Offering — первичное публичное размещение. Это сложная процедура, для которой нужна помощь юристов и финансистов. Известные биржи не будут торговать активами, в качестве которых не уверены. Поэтому компания должна предоставить отчёты и другие документы, которые подтверждают её надёжность. Результатом IPO станет то, что акции компании сможет купить любой желающий.

4. Кредит

Банки зарабатывают на том, что хранят деньги людей и фирм и выдают их другим людям и фирмам в долг под проценты. Когда вы берёте у банка деньги в долг (то есть в кредит), вы договариваетесь с ним, когда и как вы их вернёте и сколько заплатите за то, что банк дал вам попользоваться своими деньгами. Например, если вы взяли в долг 100 рублей, а через год должны вернуть 116, значит процентная ставка составляет 16% годовых. В эту ставку банк закладывает не только свои затраты по организации выдачи кредитов, но и инфляцию, и премию за риск (а вдруг вы не вернёте?). Кредиты не выдают просто так: сначала банк изучит вашу кредитную историю и проверит, исправно ли вы возвращали долги раньше. Чем менее надёжным заёмщиком вы покажетесь, тем кредит будет дороже.

5. Центральный банк

В центральный банк нельзя просто пойти и взять кредит или поменять валюту. Это организация, которая отвечает за денежную политику всего государства. Центральный банк принимает вклады и выдаёт кредиты, но работает он не с обычными людьми, а с другими банками — коммерческими. А ещё именно здесь принимается решение о выпуске в обращение новых денег — этот процесс называется «эмиссия».

Чтобы «напечатать» деньги, центральному банку необязательно буквально включать печатный станок — достаточно повлиять на то, как быстро коммерческие банки выпускают новые деньги в экономику. Делает он это с помощью «ключевой ставки» — устанавливает минимальный процент, под который коммерческие банки могут брать у него деньги на короткий срок. Когда центральный банк повышает ключевую ставку, остальные банки понимают, что брать в долг стало дорого, и тоже повышают свои ставки, под которые дают обычные кредиты. И наоборот: если ключевая ставка низкая, кредиты для обычных людей становятся дешевле.

Когда коммерческий банк выдаёт кредит, он буквально создаёт деньги из воздуха. Поэтому от того, насколько охотно люди берут кредиты, зависит количество денег в экономике. Большая часть денег существует в безналичной форме, то есть это не банкноты и не монеты, а записи в компьютере. Их ценность обеспечена репутацией центрального банка: до тех пор, пока все верят, что бумажка в кошельке — надёжное и законное средство платежа, она им и будет.

6. Криптовалюта

Альтернатива обычным деньгам, основанная не на репутации центрального банка, а на математике, — криптовалюты. Самая известная криптовалюта — биткоин, но есть и другие (например, эфириум или рипл). Базы данных с записями о транзакциях криптовалюты хранятся не в одном центральном банке и нескольких коммерческих, а в децентрализованной сети из миллионов компьютеров по всему миру. Эта сеть называется блокчейн. Подделать что-то практически невозможно, потому что все записи зашифрованы с помощью сложных алгоритмов, а множество копий информации защищают её от искажения. Чтобы эти алгоритмы работали, нужны большие компьютерные мощности. За предоставление этих мощностей (это называется майнинг) участники сети получают вознаграждение в той же криптовалюте.

7. Валютный курс

Валюта — это государственная денежная единица, а валютный курс — это та пропорция, в которой отечественная валюта обменивается на иностранную. Курс быстро меняется: сегодня доллар может стоить 68 рублей, а завтра — уже 68,5. Эти небольшие изменения становятся очень заметными, когда счёт идёт на десятки тысяч долларов. По сути, валюта — это товар, а курс — его цена. Обменные пункты зарабатывают на том, что покупают валюту дёшево, а продают дорого, поэтому курс покупки всегда меньше курса продажи. Если центральный банк допускает увеличение денежной массы («печатает» деньги), то отечественной валюты становится много — и она дешевеет. Чем дешевле наша валюта, тем больше нужно рублей, чтобы купить доллар или евро.

8. Инфляция

Если количество денег в экономике быстро растёт, то вместе с ним растут и цены — это называется инфляцией. Если темп инфляции высокий, то цены на товары и услуги растут быстрее, чем средние зарплаты и сбережения на банковских вкладах. Тогда деньги обесцениваются — на них можно купить всё меньше и меньше. С другой стороны, если вы взяли у кого-то в долг, то неожиданная инфляция — хорошая новость для вас как для заёмщика: ведь возвращать долг надо будет более дешёвыми, обесценившимися деньгами.

9. Дефолт

Если вы не можете расплатиться по кредиту в срок — значит, вы допустили дефолт. Так называется любая ситуация, когда должник не может своевременно отдать деньги. Ничего хорошего в этом, конечно, нет, но и катастрофой обычный дефолт не назовёшь. Бывает, что человек не смог правильно спланировать свои расходы, столкнулся с неожиданными тратами или потерей работы. Дефолт может случиться и у фирмы. В таких случаях должник начинает договариваться об отсрочке или уменьшении платежа. Другое дело, когда дефолт объявляют целые государства. Как правило, это происходит во время тяжёлого финансового кризиса, как это было в России в 1998 году. Тогда рубль подешевел в несколько раз, товары и услуги подорожали, многие предприятия разорились, а сбережения людей разом утратили ценность.

10. Кешбэк

Если у вас всё хорошо, и даже есть деньги, которые вам не нужны прямо сейчас, то имеет смысл разместить их на вкладе в банке или на дебетовой карте — в зависимости от того, как скоро они вам понадобятся. В отличие от кредитной, дебетовая карта позволяет пользоваться только теми средствами, которые есть на счёте. На ней можно хранить деньги, расплачиваться в магазинах и при необходимости снимать наличные в банкомате. Если вы тратите деньги каждый день, то держать их на дебетовой карте часто выгоднее, чем наличными: во многих банках при оплате покупок картой можно получить кешбэк.

Кешбэк — это вознаграждение, которое банк платит вам за то, что вы пользуетесь именно его картой, а не наличными или картой другого банка. Дело в том, что, когда вы расплачиваетесь в магазине или кафе, продавец получает не всю сумму, которая снимается у вас с карты, а меньше. Часть денег отправляется в виде комиссии платёжной системе (VISA, MasterCard или МИР), часть забирает банк продавца (который установил в магазине банковский терминал), а часть — банк, выпустивший вашу карту. Последней суммой ваш банк готов поделиться с вами — ведь он тоже заработает. Многие банки готовы возвращать от 0,5 до 1% от всех ваших покупок, а при некоторых условиях — даже больше.

згарнуць

Консультация "Как воспитать у детей здоровое отношение к деньгам"

разгарнуць

Все мы иногда совершаем импульсивные поступки — например, съедаем булочку на ночь или покупаем смартфон на последние деньги. Но если это происходит постоянно, то может привести к серьёзным проблемам в жизни. И не только у нас, но и у детей — ведь мы подаём им плохой пример. Разбираемся, как научить себя и ребёнка справляться с сиюминутными желаниями и не тратить всю зарплату на погашение кредитов.

От импульса к силе воли

В 1970-е годы американский психолог Уолтер Мишел поставил так называемый зефирный эксперимент. Учёный предлагал детям выбор — съесть вкусную зефирку прямо сейчас или отказаться от неё, подождать 15 минут и получить сразу две. Через несколько лет исследователи обнаружили, что дети, которые ждали ради двойной выгоды, стали успешнее сверстников, съедавших одну зефирку сразу.

В 2018 году выяснилось, что результаты эксперимента недостоверны и находятся на уровне статистической погрешности. Получается, никакой разницы между сиюминутной выгодой и ожиданием большей награды нет. Однако из этого эксперимента всё равно можно вынести кое-что полезное.

Выберите цель

Важный навык в обращении с деньгами — умение справляться с желанием немедленно их потратить. Прежде всего научите ребёнка ставить реальные цели и достигать их. Здесь поможет личный пример. Поговорите о том, что накопления — это не скучное откладывание денег, а работающий способ купить себе почти всё, что хочется, а заодно всегда иметь подушку безопасности на тот случай, когда деньги вдруг закончатся.

 

Обсудите, о чём мечтает ваш ребёнок. О самом большом бургере из нового кафе? О новых кроссовках? Может, о велосипеде, приставке последней модели или модных наушниках, о которых все говорят? Составьте вольный список, а затем вместе расположите предметы из него так, чтобы на первом месте оказались самые желанные вещи. Дальше проставьте примерные ценники напротив каждого пункта, чтобы прикинуть, на что скопить реально, а что стоит отложить на потом.

Теперь придумайте, что из этого может стать целью будущих накоплений. Пусть ребёнок выберет сам: совсем не обязательно концентрироваться на какой-то одной вещи, главное, чтобы это были желанные предметы, ради которых он сделает усилие и победит свои импульсы немедленно потратить все карманные деньги в онлайн-игре или школьной столовой.

Определите бюджет

Допустим, ребёнок выбрал — будем копить на те самые белые беспроводные наушники стоимостью 10 000 рублей. Самое время рассчитать, сколько денег и как долго нужно откладывать, чтобы получить желаемое. Исходите из «дохода» — его карманных денег. Например, в неделю вы даёте тысячу рублей, а в конце каждого месяца — ещё 500 рублей дополнительным «бонусом». Если он хорошо умеет считать, попросите проанализировать экономику накоплений.

Здесь пригодятся два метода: первый — это учёт собственных расходов. Пусть ребёнок вспомнит, на что он тратил деньги последний месяц. Например, можно ли было обойтись без платных стикеров в соцсетях? А вместо большой картошки фри взять среднюю? Это поможет понять суть трат и научит распределять приоритеты.

Можно вместе составить красивую табличку расходов и доходов, где будет отражён и «накопительный фонд». А можно установить приложение для смартфона, которое помогает следить за тем, сколько и на что пользователь тратит.

Второй метод — это надёжное хранение собственного стабфонда. Наверняка на пути к желаемым наушникам он столкнется с кучей соблазнов: потратить «немножко» из накоплений на кино или дешёвую Bluetooth-колонку из магазина в переходе. Обсудите вместе, как уберечься от импульсивных поступков: может, спрятать деньги в надёжном месте или попросить родителей придержать их и выдать в определённую дату, как бывает с депозитным вкладом?

Ещё один полезный совет: научите ребёнка откладывать часть денег на мечту сразу, как только он получает карманные расходы. Таким образом, он не сможет потратить все средства, так ничего и не отложив.

 

Усильте мотивацию

Поначалу копить деньги кажется простым занятием, но с течением времени мотивация ослабевает, а соблазны обуревают всё сильнее. Если чувствуете, что ребёнку стало тяжелее планировать расходы, предложите ему вместе подумать о цели, к которой он идёт.

 

Например, почитать что-нибудь новое о наушниках. Или подобрать к ним какие-нибудь недорогие аксессуары, которые вы ему подарите, как только он накопит нужную сумму. Можно вместе поискать магазин, в котором вы будете покупать желаемое: многие магазины часто планируют заранее скидки к определённым датам или анонсируют распродажи — возможно, со скидкой получится купить все вещи на пару дней раньше.

Для детей помладше сработает принцип визуализации: распечатайте картинку с желанной вещью, а под ней сделайте календарик, в котором можно вычёркивать дни, приближаясь к заветной цели.

Подумайте о дополнительных доходах

Поговорите с ребёнком о том, что деньги появляются не только в результате чистой экономии. Их можно и заработать. Например, найти несложную подработку на каникулах: разносить пиццу или раздавать листовки. А можно придумать и более креативный способ, например настраивать за небольшие деньги телефоны и компьютеры пожилым соседям или найти несложную работу в интернете (здесь, правда, лучше проконтролировать, чтобы ребёнок не попал в руки к мошенникам или к тем, кто использует подростков как наркокурьеров).

Ещё один способ дохода — продать что-нибудь ненужное. Наверняка в комнате пылятся ролики, которые уже малы, игрушки, в которые больше никто не играет, или старая одежда. Заодно посвятите ребёнка в азы благотворительности: что-то можно действительно продать, а что-то — отдать даром. Одежду, например, можно отдать как нуждающимся, так и на переработку — это будет полезно для экологии. Многие известные бренды устраивают акции в духе «Принеси мешок старых вещей в магазин на переработку — получи новую вещь бесплатно».

Наконец, ещё одна статья дохода — денежные подарки от родственников. И пусть эти доходы трудно планировать, объясните, что такие бонусы в жизни иногда случаются, но к ним нужно относиться с умом, чтобы «шальные» деньги не были тут же потрачены. Можно «подыграть» всей семьёй и дарить небольшие суммы в определённые промежутки времени, чтобы получался как будто накопительный счёт и ребёнок, например, к лету смог бы купить велосипед. Получится, что грамотное планирование — его заслуга, а не так просто — «вот тебе готовенький велосипед».

Сейчас есть множество интерактивных игр, которые учат детей планировать расходы и ответственно относиться к деньгам.

Не бойтесь пересматривать сумму карманных расходов. С возрастом дети тратят больше, так что можно пропорционально увеличивать сумму, которую вы им выделяете.

 

Включите в карманные деньги, например, оплату сотовой связи, или оплачивайте её сами, или придумайте какой-нибудь бонус раз в несколько недель. Дайте понять, что вы только учитесь обращаться с деньгами, так что ошибки и промахи — это нормально. Наказания и ругань за деньги, потраченные импульсивно, — первый шаг к тому, что в будущем у ребёнка закрепится нервное отношение к денежному вопросу. Лучше обсудить, почему так произошло, вы лучше знаете своего ребёнка — возможно, у него что-то случилось и ему хотелось себя порадовать.

Стремиться к большему

Постепенно все эти шаги научат ценить деньги и видеть в них не только способ получения сиюминутного удовольствия, но и важный инструмент для развития будущего. Открытый в 14 лет (именно с этого возраста в банке можно оформить и карту, и накопительный вклад) счёт может стать фундаментом для покупки первой машины, когда придёт время.

Кстати, о крупных покупках: хороший мотиватор для ребёнка — помочь ему с большой тратой. Вы можете оплатить часть стоимости той же машины, но при этом дать уже подросшему ребёнку почувствовать, что это не просто подарок, а ваша общая трата, в которой есть и его законная доля.

Умение планировать пригодится не только в финансовых вопросах, но и в жизни вообще. Оно убережёт от поспешных и неверных решений, поможет взвешенно подходить к решению любых задач, а главное — не бояться делать выбор и отвечать за последствия. Кроме того, такие упражнения, в которых участвует вся семья, отлично сплачивают и могут стать хорошим поводом для дополнительного общения.

Когда вы рассказываете ребёнку о правильном обращении с деньгами, наверняка и сами задумаетесь о том, что делаете неправильно, и придёте к полезным выводам. Ведь любые советы для подростка — пустой звук, если он видит, что его родители только советуют, а сами им не следуют.

згарнуць

Консультация "Как учить детей разного возраста обращаться с деньгами"

разгарнуць

Родители — первые, от кого ребёнок узнаёт, как устроен мир, что такое дружба, почему важно учиться (а иногда можно немного полениться), как копить, экономить и тратить, чтобы хватало не только на обед в школьной столовой, но и на велосипед или приставку мечты. Первое представление о том, как обращаться с деньгами, формируется благодаря тому, что ребёнок наблюдает за взрослыми. Рассказываем, как стать положительным примером и грамотно структурировать бытовой курс финансовой грамотности.

Раннее детство (0–5 лет)

Детям до 3 лет сложно понять, зачем вообще нужны эти странные металлические кружочки и бумажки, которые вдобавок почему-то называются «билетами Банка России». К счастью, в этом возрасте эта информация им попросту не нужна. Зато после трех лет деньги начинают вызывать неподдельный интерес.

Первое представление о деньгах появляется у ребёнка в тот момент, когда он впервые видит монетку и задаёт вполне резонный вопрос: «Что это?» Не облизывает и не пытается проглотить, а осознанно интересуется, зачем эта вещь вообще нужна. Задача родителей в этот момент — не перегрузить ребёнка абстрактными фактами и неинтересной ему информацией.

Детям в этом возрасте важно понять практическое назначение неизвестного предмета. Желательно, чтобы его можно было тут же повертеть в руках, обстоятельно разглядеть со всех сторон. Расскажите, откуда берутся деньги, за что их дают, на что их тратят, как устроены «невидимые» деньги на банковских счетах и картах. Самое простое упражнение не только на финансовую грамотность, но и на устный счёт — посчитать, из скольких монеток складывается одна купюра. А заодно можно объяснить, что купюры стали использовать, чтобы карманы буквально не рвались от тяжёлых медяков и гривенников.

Ребёнку не составит труда понять, что в обмен на конкретное количество денег можно получить конкретный предмет. Так появляется понятие стоимости. Если хочется что-то получить, нужно либо попросить (тогда вещь могут дать бесплатно), либо дать взамен деньги. Но тогда их нужно сперва заработать.

В этом возрасте важно заложить понимание того, что, если у человека появляются деньги, их не стоит тут же тратить. Купюры и монеты нужны в первую очередь для того, чтобы обустроить жизнь: купить еду, карандаши, краски, игрушки, книги, подарки друзьям и родным. Попробуйте вместе с ребёнком составить список того, на что хочется и на что нужно тратить деньги.

 

Дошкольники (5–7 лет)

В этом возрасте у ребёнка уже формируется произвольное поведение: он начинает осознавать свои действия (и их последствия), хорошо контролирует их, может усилием воли заставить себя сделать что-то. Это тот возраст, когда дети знакомятся с более сложным финансовым понятием, чем стоимость, — выгодой.

А всё потому, что у детей формируется эмпатия: они уже вполне могут представить себя на месте другого, учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Денежные отношения превращаются из простой связи «даю 100 рублей — получаю шоколадку» в более комплексный и, что немаловажно, социальный процесс.

Если с детьми этого возраста поиграть в магазин, то можно заметить неприятную особенность. Ребёнок начинает хитрить: пытается получить больше товара за меньшие деньги, обмануть другого игрока. Первые опыты экономических отношений не подпадают под представления о нравственном. В такой ситуации нужно не осуждать и не ругать, а спокойно и вдумчиво объяснить, как поступать можно, а как не стоит.

 

Младшая школа (7–12 лет)

У ребёнка появляется больше ответственности, так что его опыт знакомства с деньгами уже можно сделать практическим. Хотя детям может быть сложно справиться со сложными вычислениями и сразу соотносить свой бюджет с ценами, чтобы понять, что они могут себе позволить, а что — нет, им вполне по силам пользоваться настоящими деньгами.

В этом возрасте можно начать давать ребёнку первые карманные деньги — ежедневную, еженедельную или ежемесячную сумму на то, что он сам сочтёт нужным. Будьте последовательны: одна и та же сумма в один и тот же день. Если ребёнок хочет купить какую-то дорогую вещь и просит дополнительных денег, расскажите, как можно накопить нужную сумму.

Вопрос финансовой грамотности становится вопросом реальной практики. Отправляетесь в магазин всей семьёй? Непременно составьте список и предложите ребёнку найти необходимые продукты на полках — ведь это, вообще-то, ответственное дело! Чётко следовать списку непросто даже некоторым взрослым, так что такое задание точно станет небольшим, но важным испытанием.

Стоит помнить и о том, что воспитание финансово грамотного ребёнка — дело не только мамы с папой, но и всей семьи. Заранее договоритесь с бабушками, дедушками, дядями и тётями о том, что постоянно исполнять все сиюминутные «хотелки» ребёнка нельзя, иначе все усилия могут оказаться бесполезными.

Помните, что вы сами должны быть образцом разумного финансового поведения. Если родители бездумно тратят деньги, но требуют от ребёнка разборчивости и бережливости, их слова едва ли будут услышаны.

 

Подростки (13–17 лет)

Средняя и старшая школа — время, когда уже на законодательном уровне ребёнок может обзавестись постоянным доходом, либо устроившись на неполный рабочий день в кофейню или закусочную, либо подрабатывая репетитором для младшеклассников. По данным PISA, около 88% учеников средней школы в России получают деньги в подарок от друзей или родственников, у 62% есть постоянный «карманный» доход, а 51% зарабатывает деньги самостоятельно и на постоянной основе. Значит, деньги есть. Вопрос в другом: как разумно их тратить?

Отчитывать подростка каждый раз, когда он необдуманно тратит деньги на «какую-то ерунду», не стоит: это лишь испортит ваши отношения. Не только дети, но и, вообще-то, взрослые совершают покупки под влиянием эмоций, спонтанно и импульсивно. А потом не могут даже самим себе объяснить, зачем вообще нужна эта лавовая лампа или мини-гольф для туалета. С другой стороны, если эти деньги он заработал сам, то почему бы не потратить их на безделушки, которые будут радовать сердце и глаз.

Зато насчёт карманных денег лучше договариваться заранее. Сядьте и обсудите с подростком, на что ему нужны деньги, а главное — сколько. Совершенно точно основными статьями расходов станут развлечения (кино, концерты, театры, музеи и выставки), одежда и обувь, перекусы в школе и после уроков. Вместе подсчитайте, сколько ребёнку нужно в день, неделю, месяц, чтобы комфортно себя чувствовать.

При этом не стоит требовать от него финансовой отчётности: так мысли о расходах превратятся в настоящий кошмар и заложат прочный фундамент недоверия между взрослыми и детьми. Если вам покажется, что траты подростка необдуманны и слишком импульсивны, просто попробуйте поговорить об этом (без назидательного тона и наставлений), поделитесь собственным опытом, расскажите, как тратите деньги сами, из чего состоят основные статьи семейного бюджета и как родители откладывают деньги на летние каникулы. Поддержка, внимание и уважение взрослых помогут ребёнку безболезненно перейти от финансовой грамотности к финансовой независимости.

згарнуць

Консультация "Воспитание финансовой грамотности у ребенка"

разгарнуць

Заботливые родители мечтают о том, чтобы их дети выросли успешными, счастливыми и богатыми. Для этого вовсе не обязательно заставлять ребенка учиться с утра до вечера, а по выходным водить его на все кружки города. Намного важнее с детства прививать ребенку правильные финансовые и жизненные привычки и установки.

Мы выделим простые, но эффективные советы, которые помогут ребенку вырасти финансово грамотным и самостоятельным.

Сделайте ребенка ответственным

 

Вместо того, чтобы ругать чадо за каждую провинность, позвольте ему самому исправить ситуацию. Если ребенок разбил тарелку, дайте ему веник, измазал пол краской — вручите тряпку. Во-первых, так вы доходчивее объясните, почему нужно бережнее относиться к вещам. Во-вторых, научите ребенка ответственности.

А умение брать на себя ответственность за свои поступки — важнейшая составляющая успеха.

Научите ребенка откладывать деньги

 

Так же, как взрослые откладывают деньги на отпуск, покупку машины или учебу в институте, ребенок должен научиться копить деньги на свои нужды. Установите вместе с ним специальные баночки, каждую для своей цели. Например, это может быть покупка дорогой игрушки или нового велосипеда.

Так вы научите ребенка считать и правильно расходовать деньги, не тратя их на сиюминутные желания вроде кучи конфет.

Привлекайте ребенка к финансовым вопросам

 

Конечно, ребенок не поможет с покупкой квартиры или погашением кредита. Обговаривайте с ним небольшие траты вроде списка покупок в магазине или выбора отдыха на выходные. Обсуждайте цену покупки, ее необходимость и доступные альтернативы.

Также важно, чтобы ребенок был вовлечен в планирование семейного бюджета: знал доход семьи и на что тратятся деньги. Так вы покажете ему, что деньги в семье не бесконечны и не берутся из ниоткуда, научите экономить и правильно распределять их в будущем.

Не прививайте ребенку негативных установок

 

 

Часто можно услышать от родителей фразы вроде «ты слишком ленивый», «руки не из того места растут» или «только в дворники годишься». Стоит ли удивляться, когда после таких «комплиментов» ребенок вырастает неуверенным в себе и закомплексованным?

Второе место занимают установки «денег нет», «честным трудом не заработаешь», «все богатые — воры» и т. д. Будет ли ребенок пытаться разбогатеть в будущем, если верит, что это заранее невозможно? Ответ очевиден.

Хвалите ребенка и делайте акцент на его положительных качествах и талантах. Рассказывайте об успешных людях и их жизненном пути. Мотивируйте ребенка, показывая ему, что он может достичь своих целей, если будет упорно идти к ним.

Хвалите ребенка правильно

 

Хвалите ребенка не только за достижения, но и за приложенные усилия. Например, вместо того чтобы похвалить за хорошую оценку на контрольной, похвалите за усердную подготовку к ней. Хвалите не за победу на соревновании, а за многочисленные тренировки перед ним.

Так вы поможете ребенку понять, что труд и старания сами по себе достойны уважения. А это ценный вклад в будущее, ведь в жизни часто бывают ситуации, когда нужно долго работать без видимого результата.

 

Позвольте ребенку быть самостоятельным

 

Излишне опекаемый ребенок может вырасти неуверенным в себе, ведь ему постоянно показывают, что он нуждается в помощи даже в незначительных делах и неспособен сделать что-то сам. Гиперопекой вы лишаете ребенка стимула пробовать новое и попыток достичь большего, не отступая при первых же трудностях.

Иногда родители недооценивают способности детей к самостоятельным действиям. Просто запомните правило: никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

згарнуць

Консультация "Бюджет семьи"

разгарнуць

Исходным пунктом определения стратегии семейной экономики является составление бюджета семьи. Он служит своеобразным планом текущей и перспективной деятельности взрослых и детей.

Как показывает жизнь, большая часть молодежи не знает тайны семейного бюджета. По данным ученых, всего 23 % пап и мам постоянно привлекают детей к планированию семейного бюджета, 28 % — только изредка, 32 % — никогда. Лишь один ребенок из десяти может самостоятельно сделать нужную для дома покупку. Не более 17 % семей планируют и соблюдают свой семейный бюджет. Как отмечают исследователи, наблюдается парадокс: общество развивается на плановой основе, соизмеряет свои потребности С возможностями, а семья часто ведет свое хозяйство «как бог на душу положил».

Бюджет, как трактует энциклопедия — это «расписывание» денежных доходов и расходов. Не стоит скупиться на время, затраченное на составление элементарного плана доходов и расходов — оно сторицей окупится.

Итак, составляем бюджет семьи на месяц. В свободное время вся семья собирается вместе, каждый получает карандаш и бумагу и начинает считать. Прежде всего учтем доходы. Их основу составляет зарплата взрослых членов семьи. Есть и другие источники дохода — денежные выплаты из общественных фондов потребления — это пенсии, пособия на детей, стипендии и т. п.

После того, как учтены все доходы, можно приступать к планированию расходов. Учтем прежде всего расходы, происходящие ежемесячно и независящие от наших желаний и планов. Пусть каждый член семьи на своем листке напишет перечень таких расходов и их величину. Сразу станет ясно, все ли учтено. Кроме того, записи покажут, насколько члены семьи осведомлены о величине платежей. Для детей подобные расчеты — хорошая школа семейной экономики. Постоянной обычно является плата за квартиру, отопление, пользование газом, водопроводом и другими коммунальными услугами. Ежемесячно надо вносить плату за электроэнергию, детский сад, проезд в транспорте.

Важно учесть и такие статьи расходов, как подписка на газеты и журналы, приобретение книг, расходы на посещение театров и кино. Не забудьте выделить определенную сумму на подарки к праздникам или торжественным датам, отмечаемым в семье. Очень важная статья расходов — деньги на питание.

Если вы в предстоящем месяце ждете гостей, это надо предусмотреть в статье расходов. Разумно будет отложить небольшую сумму на непредвиденные расходы (поломка телевизора, холодильника и т. д.). Теперь можно подсчитать все расходы и соотнести их с доходами семьи. Желательно так спланировать семейный бюджет, чтобы после сопоставления доходов и расходов осталась определенная сумма для покупки вещей.

Итак, семейный бюджет спланирован. Можно приступать к его реализации. С какого возраста целесообразно привлекать детей к этой работе? Ответить однозначно на этот вопрос затруднительно. Все зависит от экономического воспитания в семье, умения детей делать покупки. Обучение лучше организовать в форме игры.

Конечно, вы наблюдали, как любят играть малыши в «магазин», делать «деньги» из бумаги, пластилина или другого материала. Детское увлечение игрой следует использовать для приучения к хозяйственной деятельности. 

Покупая одежду для детей, мы обычно сами выбираем, что им нужно, определяем, какую сумму денег на это можно потратить. Разумнее было бы выбрать в магазине несколько образцов, одинаково приемлемых по цене и фасону для детей данного возраста. Ребенок же выбирает из них ту вещь, которая ему нравится, при этом его знакомят со стоимостью покупки. Таким образом, даже дошкольник может участвовать в совершении покупки тех предметов, которые мы отобрали. Это позволит избежать в будущем такого парадокса, когда, повзрослев, некоторые не могут купить себе даже мелкие вещи, не говоря о больших покупках, без помощи родителей.

Рациональное ведение семейного бюджета является необходимым условием семейного благополучия, благоприятного психологического климата, так как удовлетворение потребностей членов семьи происходит без ссор и размолвок. Именно через привлечение детей к распределению семейного бюджета у них формируется экономическое мышление и поведение, воспринимаются и осмысливаются реальные положения экономической жизни, развивается понимание стоимости вещей, воспитываются разумные потребности и умение пользоваться деньгами.

згарнуць