ym(90052710, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });

Старонка настаўніка-дэфектолага

Вымаўленне гука "Р"

разгарнуць

САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ЗВУК

Звук «Р» считается одним из наиболее сложных в русском языке, чаще всего дети осваивают его в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Что мешает произнести звук правильно?

1. Короткая подъязычная уздечка

2. Неправильное речевое дыхание

3. Нарушение фонематического слуха

4. Глубокий прикус

Самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Если коррекционная помощь специалиста не понадобится, предлагаем Вашему вниманию некоторые упражнения, которые помогут справиться с этой проблемой самостоятельно.

 

Упражнения для губ

«Улыбка». Губки необходимо растянуть в широкой улыбке так, чтобы были видны зубы. Улыбку удержать десять секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой и удерживать их в таком положении также десять секунд.

 

Упражнения для языка

«Чистим зубы языком». Рот приоткрыт. Губки поднять. Провести кончиком языка сначала по внешней поверхности зубов, потом – по внутренней: «чистим зубки языком». При этом челюсть должна оставаться неподвижной!

«Иголочка». Как можно дальше высунуть вперед язык, сделав его узким. В таком положении оставаться десять секунд.

«Змейка». Делается так же, как и упражнение «иголочка», но язык нужно слегка покусать, чтобы привести в тонус его мышцы.

«Хулиган». Высунуть язык и поболтать им в разные стороны.

«Чашечка». Открыть ротик. Попробовать дотянуться языком до верхних зубов, но при этом к ним не дотрагиваться. Получается своеобразная чашечка.

«Лошадка». Рот широко открывается. Язык приподнимается к небу, как бы влипая в него, а затем резко отщелкивается. В этом упражнении важно следить за тем, чтобы двигался весь язык, а не только его кончик. Челюсть при этом упражнении остается неподвижной!

«Грибок». Здесь положение губ, языка, нёба точно такое же, как и в упражнении «лошадка». Только щелкать языком не нужно, а важно удержать его «прилипшим» к небу десять секунд. Таким образом растягивается уздечка языка.

Эти упражнения помогут научить ребёнка произносить и другие звуки не менее правильно и четко. Но самое главное - научить воспринимать себя и свою проблему легко, ведь она временная и решаемая!

згарнуць

Вымаўленне гука "Л"

разгарнуць

Трудный звук "л"

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является звук "л". В норме мягкий звук "ль" появляется к 3 годам, а твердый "л" - к 5 годам.Частое явление — нарушение произношения звука или его отсутствие в речи. В логопедии это называется ламбдацизмом. Если поставлен такой диагноз, то нужна правильная постановка звука у логопеда.

🔷️Ошибки при попытке произнести «л»:

Вместо «л» звучит «ы». Например, слово «ложись» будет произноситься как «ыожись». 

Взамен «л» произносится сочетание звуков «ува». Так, «взяла» превратится в «взяува». 

Подмена «л» звуком «р». К примеру, «рекарство» вместо «лекарство».

Вместо «л» слышится звук, похожий на «ф» или на «н». 

Причины неправильного произношения звука "л"

Укороченная подъязычная связка. Не позволяет осуществить подъем языка вверх, необходимый для формирования нужного артикуляционного уклада. 

Изменение мышечного тонуса. При дизартрии язык может быть вялым или напряженным. 

​Нёбная расщелина.

Снижение слуха (тугоухость).

​Ребенок мал для правильного произношения [л], поэтому он пропускает эту фонему (лес – ес). 

✔Нарушения фонематического слуха.

🔷️Задачами логопедической диагностики является определение причины и вида нарушения. При необходимости назначаются консультации других специалистов (невролога, стоматолога, отоларинголога).

🔷️Почему важно вовремя поставить звук "л"?

Прежде чем ребенок пойдет в первый класс, у него должны быть правильно поставлены все звуки. Это является залогом успешного формирования навыков чтения и письма, а также обучения в целом. Неправильное звукопроизношение может стать причиной трудностей межличностных взаимоотношений со сверстниками.

🔷️Прежде чем приступить к постановке нормативного звукопроизношения, проводится подготовительная работа по формированию правильной артикуляционной позы, развитию фонематического слуха. Как только звук "л" будет получен, переходят к его закреплению в слогах (прямых, обратных, с сочетанием согласных), словах, чистоговорках, рассказах. 

Длительность коррекционных занятий зависит от причины и механизма ламбдацизма, наличия других фонетических дефектов, нуждающихся в исправлении.

згарнуць

Развіцце гаворкі

разгарнуць

📌Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает поэтапно и у каждого ребёнка по-своему.

Многие родители, слыша речь своего малыша, задаются вопросом, все ли в порядке с его речевым развитием, нет ли каких либо нарушений? Что может послужить поводом для беспокойства?

«Сердитки», «намакаронился», "выпузырить", "жукашечка", "распакетить", "тарельница" ... Вам, наверняка, приходилось слышать подобные слова. Почему ребенок так говорит?

 ❓Одним из этапов развития детской речи является словотворчество. Как оно проявляется?

 ☝У ребенка 3-5 лет появляется интерес к звукам родного языка. Он пробует экспериментировать и играть словом, как предметом. Изменяя состав слова, ребенок прислушивается к полученной комбинации звуков и получает наслаждение, если произнесенные им слова и фразы звучат красиво, если родители одобрительно улыбаются ему в ответ, хвалят его. Тогда ребенок при первом же удобном случае еще раз демонстрирует свою «находку» – слово, которое он недавно изобрел. Например: "Дети лисы – это лисята, дети коровы - ... коровята" или "Бабезьяна - бабушка обезьяны". Это и есть словотворчество, которое является нормой развития детской речи. Однако, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам, к своей речи. Способность к словотворчеству начинает угасать. В возрасте 5 - 6 лет ребенок свободно образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками; легко выполняет упражнения на словообразование.

❗❗❗На что нужно обязательно обратить внимание в этом возрасте?

Перестановка звуков и слогов в слове, бедность словарного запаса, неточности в понимании лексического значения слов, неправильное применение грамматических форм слов (например, много стулов, ухов, собаков), неправильное согласование слов в предложении являются признаками речевых нарушений. Если ребенок в 6-7 лет не может использовать в разговоре или письме предлоги, склонения, падежи или неправильно составляет предложения - родителям пора бить тревогу! Для того чтобы выявить, есть ли проблема и в чем она заключается, необходимо обязательно обратиться к специалисту. 

згарнуць

Развіццё мелкай маторыкі

разгарнуць

📌Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. 

 

❓Что такое мелкая моторика? Каково её значение в развитии ребенка?

☝Мелкая моторика – это возможность воспроизводить точные и ловкие движения кистью рук и пальцами: умение правильно держать ручку, закрашивать, не выходя за края, штриховать, обводить и т.д. 

Кроме того, уровень развития мелкой моторики у ребенка является одним из важных критериев его готовности к школе. И задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

 

❓Какие занятия и упражнения развивают мелкую моторику рук?

1. Массаж и самомассаж.

2. Физические упражнения, например, лазание по лестнице, висение на перекладинах и т.д.

3. Творческие занятия: лепка, рисование, аппликации, вырезание из бумаги, оригами, пальчиковое рисование.

4. ​Графические задания: обведи по контуру, продолжи ряд, соедини по точкам, сделай штриховку, дорисуй картинку, повтори по клеткам, графический диктант. 

5. Игры с мелкими предметами: игры с крупами, с прищепками.

6. Пальчиковые игры со стихами.

7. Игры с песком, крупами, глиной, любыми мелкими предметами и природным материалом.

8. Шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застегивание и расстегивание пуговиц.

9. ​Конструирование, работа с пазлами, лабиринты, мозаика.

10. Тренировка бытовых навыков.

 

💯Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту ребёнка. 

❗Важно помнить!

Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.

згарнуць

Павялічваем слоўнікавы запас

разгарнуць

❓Что же такое словарный запас?

Словарный запас – это слова, которые ребёнок может без затруднений применять в собственной речи (активный словарь) и слова, которые узнаёт при чтении или на слух, понимает их значение, но не использует их сам в своей речи (пассивный словарь).

❓В каких видах деятельности осуществляется развитие словаря ребёнка?

Бытовая деятельность (приём пищи, самообслуживание и т.д.).

Трудовая деятельность, где дети взаимодействуют друг с другом.

Игровая деятельность, в процессе которой дети учатся общаться между собой, договариваться.

❓Какие средства могут использовать родители?

Предлагаем Вашему вниманию некоторые способы расширения словарного запаса, которые позволят сформировать пассивный и активный словарь ребенка. 

1. Больше общайтесь с ребенком.

Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова.

2. Читайте книги.

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;

правильно расставлять ударения в словах;

разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;

анализировать героев произведения, их поступки.

3. Наблюдайте, делитесь своими чувствами. 

4. Рассматривайте картины, составляйте по ним небольшие рассказы.

5. Учите стихотворения.

Положительные результаты приносят также:

Просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий.

Семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком.

Тематические прогулки.

Словесные и настольно-печатные игры.

Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Но очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь.

згарнуць

Музыка развівае гаворку

разгарнуць

Речь - это одно из самых важных средств общения человека. Все речевые навыки зак­ладываются в раннем возрасте. Любому реб­енку, для того, чтобы он заговорил, нужна стимуляция речевого развития.​ 

И здесь на помощь пр­иходит…музыка!​ ​ 

В раннем детстве зву­ки музыки стимулируют слух младенца и го­товят его к появлению речи. Различные ме­лодии способствуют освоению четкого прои­зношения звуков, пра­вильному их употребл­ению. Пение требует четкой работы артику­ляционного аппарата (губы, язык), а это, конечно, помогает развитию чёткой дикци­и. Ребенок, который сокращает слоги и зв­уки в словах, прогла­тывает окончания, при пропевании этих же «трудных» слов будет удерживать слоговую структуру в полном объеме.​ 

И речь, и музыка пре­дполагают взаимодейс­твие с другими людьм­и, когда нужно синхр­онно произносить сло­ва песни. Таким обра­зом, формируется чув­ство ритма и главные её элементы: ударен­ия, паузы между слов­ами и предложениями.­Овладевая ритмом, ре­бёнок овладевает нав­ыком чтения, так как вырабатываются слит­ность и плавность ре­чи, умение пользоват­ься интонацией.

Занятия музыкой разв­ивают интеллект дете­й, влияют на коммуни­кативное и эмоционал­ьное развитие, улучш­ают координацию и ме­лкую моторику. Под воздействием музыки происходит улучшение памяти, лучше запоми­наются цвета, назван­ия геометрических фо­рм, вычислительные навыки. Точность и вн­имание, которые треб­уются для игры на му­зыкальном инструмент­е, способствуют пост­оянному наблюдению и контролю над собой.​ 

Таким образом, музык­ой можно воспитывать не только эстетичес­кое чувство и приобщ­ать ребенка к культу­ре и искусству.​ 

Музыка - это прекрас­ное средство развития речи!

згарнуць

Цяжкасці ў навучанні

разгарнуць

Каждый родитель хоче­т, чтобы его ребёнок вырос умным, благоп­олучным, успешным, счастливым человеком. Но что же делать, если возникают пробле­мы, связанные с труд­ностями в обучении?

К категории детей с трудностями в обучении относятся обучающиеся, испытывающие стойкие затруднения в усвоении образовательной программы (в овладении письмом, чтением и счетом).​ Нередко о таких детях думают, что они не хотят учиться, ленятся. Однако это не так. ​

Не лень, а несформированность функций!

У обучающихся данной категории есть особенности развития отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания), речевые проблемы, которые не позволяют им легко осваивать школьные навыки и делают этот процесс очень энергоемким. При этом данные сложности практически всегда сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями.

Коррекция имеющихся трудностей подразумевает принятие комплексных мер. А это значит, что комплекс педагогических и коррекционных методов должен сочетаться с наблюдением у детского невролога и, конечно же, поддержкой и участием родителей ребёнка.

Советы родителям​

Общайтесь с ребёнком. Создавайте условия для его общения со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения.

Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

Дарите свою любовь и внимание.

Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – это важное условие.

Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, друзьями.

Создайте дома​ развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Преодоление трудностей в обучении — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

згарнуць