Бібліятэка

В стенах школьной библиотеки Вас всегда рада видеть библиотекарь

Табальчук Ольга Анатольевна

+375297050237

 

    Библиотекарь – путеводитель

    В самый загадочный мир из миров.

    Библиотекарь – добрый хранитель 

    Знаний и мудрости целых веков.

 

 

                     ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

                          это целый мир,
         открытый каждому, кто любит книгу.
     Это место духовное, где всегда встретишь
        библиотекаря, человека, который даст
          необходимые книги, а если нужно и
                        житейские советы.

Библиотечный фонд (всего экз. на 01.06.2024)-3715

 Из них:

-основной фонд: 1178 (выбыло- 2, поступило- 24)

-фонд учебных изданий: 2537 (выбыло- 132, поступило- 217)

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ

 ИНФОРМАЦИОННАЯ  выставки, рекомендательные списки, библиотечные уроки.

 МАССОВАЯ  обслуживание одновременно большого количества читателей или определённой группы пользователей.

 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  деятельность библиотекаря по удовлетворению запросов читателей, консультирование при самостоятельном выборе книг.

 

         

 

МЕРОПРИЯТИЯ БИБЛИОТЕКИ ⇒ смотреть 

План работы школьной библиотеки на 2024/2025 учебный год

разгарнуць

ПЛАН РАБОТЫ

ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

Цели и задачи библиотеки

Цель: содействие процессу обучения и воспитания учащихся, осуществление информационного сопровождения образовательного процесса.

Задачи:

  • Обеспечение доступа к информации участникам образовательного процесса посредствам использования информационных ресурсов библиотеки;
  • Оказание информационной поддержки педагогическим работникам учреждения образования в повышении профессиональной компетентности;
  • Оказание консультационной помощи учащимся, педагогическим работникам и иным категориям пользователей в получении информации.
  1.  
    1. Работа с пользователями (читателями)

п/п

Содержание работы

Сроки

 

Работа с учащимися

 

1

Обслуживание читателей на абонементе

В течении года

2

Подбор дополнительной литературы для подготовки к урокам

В течении года

3

Подбор дополнительной литературы для написания докладов, рефератов, научных работ

В течении года

4

Помощь в подготовке к общешкольным мероприятиям

По необходимости

5

Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы о прочитанном

В течении года

6

Рекомендательные и рекламные беседы о новых изданиях, поступивших в библиотеку

В течении года

7

Подготовка рекомендательных списков художественной литературы для различных возрастных категорий учащихся

В течении года

8

Просмотр читательских формуляров с целью выявления должников, информирование классных руководителей

Каникулы (осенние, зимние, весенние)

9

Обеспечение учащихся учебной и художественной литературой

Постоянно

10

Перерегистрация читателей

Сентябрь

11

Запись в библиотеку второклассников

Октябрь - декабрь

 

Работа с педагогическими работниками

 

12

Информирование педагогических работников о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах

По мере поступления

13

Консультационно-информационная работа с методическими объединениями педагогических работников, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году

Накануне проведения заседаний методических объединений

14

Подбор материалов для подготовки заседаний методических объединений и педагогических советов

Накануне проведения заседаний методических объединений

 

Работа с законными представителями учащихся

 

15

Информирование законных представителей учащихся о графике работы библиотеки

Постоянно

16

Предоставление законным представителям учащихся информации об учебниках на новый учебный год (через родительские собрания, сайт)

Август-сентябрь

17

Сбор необходимой документации для подтверждения льгот на пользование учебниками и учебными пособиями

Июнь - август

18

Сбор квитанций о оплате за пользование учебниками, составление отчета о пользовании учебниками

Сентябрь - октябрь

    1. Справочно-библиографическая и информационная работа

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1

Ведение справочно-библиографического аппарата (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий) с учётом возрастных особенностей пользователей

В течение года

2

Создание и оформление книжных выставок

Постоянно

3

Пополнение тематических папок

В течение года

4

Составление графика сдачи и выдачи учебников

До 20.05

    1. Работа с библиотечным фондом

п/п

Содержание работы

Сроки

1

Формирование книжного фонда в соответствии с учебными программами для внеклассного чтения, а также с учетом запросов пользователей

Постоянно

2

Прием и регистрация документов

По мере поступления

3

Расстановка документов в фонде после возвращения читателями

Постоянно

4

Изучение состояния фонда и анализ его использования

В течение года

5

Своевременное исключение из фонда библиотеки ветхой и морально устаревшей художественной литературы и учебных изданий

Постоянно

6

Проведение сверки данных о наличии изданий в фонде с данными бухгалтерии

Январь

7

Обеспечение сохранности фонда:

-ремонт книг;

-контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданной литературы;

-обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда

Каникулы (осенние, зимние, весенние)

В течение года

8

Пополнение фонда учебной и художественной литературой, принятой взамен утерянных изданий

постоянно

9

Проведение акции «Подари библиотеке книгу»

Не менее одного раза в год

10

Организация санитарных дней

Последняя пятница месяца

11

Осуществление контроля своевременной доставки изданий периодической печати

В течение года

12

Просмотр и анализ изданий периодической печати

В течение года

    1. Работа с фондом учебников

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1

Анализ сохранности учебного фонда школы и степени обеспеченности учащихся учебниками на учебный год

Сентябрь, октябрь

2

Оформление заказа на учебники с учетом УО

Сентябрь, октябрь

3

Составление анализа обеспеченности учащихся учебниками

Сентябрь, октябрь

4

Списание подарочного издания для первоклассников

Октябрь

5

Списание учебников, у которых истек срок фондирования

Октябрь

6

Списание учебников, утерянных учащимися

Октябрь

7

Приём и оформление поступивших учебников

По мере поступления

8

Информирование педагогов и учащихся о новых поступлениях

По мере поступления

9

Выдача и возврат учебников

Август-сентябрь, май-июнь

10

Проведение рейда «Сохрани учебник»

Не менее одного раза в год

11

Списание тетрадей разового пользования

Июнь

12

Организация санитарной обработки учебников

Последняя пятница месяца

    1. Реклама библиотеки

п/п

Содержание работы

Сроки

1

Актуализация информационных стендов школы и зала библиотеки

По мере поступления информации

2

Подготовка информационных объявлений о выставках и мероприятиях, проводимых библиотекой

В течение года

3

Разработка цветовой композиции и оригинального стиля для оформления выставок в библиотеке

В течение года

    1. Культурно-досуговая (массовая) работа

п/п

Содержание работы

Сроки

1

Организация книжных выставок к знаменательным и памятным датам

По отдельному плану

2

Проведение культурно-информационных мероприятий в период каникул

По отдельному плану

3

Формирование информационной культуры. Гражданское и патриотическое воспитание

По отдельному плану

4

Воспитание здорового образа жизни, культуры безопасной жизнедеятельности, быта и досуга

По отдельному плану

    1. Взаимодействие с другими структурными подразделениями школы и внешними организациями

п/п

Содержание работы

Сроки

1

Обмен учебниками с коллегами из других библиотек и оформление соответствующей документации

По мере необходимости

2

Проведение совместных мероприятий с кафедрами учителей-предметников

В течение года

3

Оказание информационной и технической помощи при проведении общешкольных мероприятий

В течение года

    1. Профессиональное развитие сотрудников библиотеки

п/п

Содержание работы

Сроки

1

Работа в рамках районного методического объединения школьных библиотекарей

Время проведения заседаний районного методического объединения школьных библиотекарей

2

Посещение семинаров, выставок, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях

Когда проводятся мероприятия

3

Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг. Повышение их качества на основе использования современных информационных технологий

В течение года

4

Повышение квалификации

По отдельному плану

  1. Воспитательная и идеологическая работа

Месяц

Направление работы

Содержание работы

 

Сентябрь

Формирование информационной культуры, гражданское и патриотическое воспитание

Проведение книжной выставки ко Дню знаний «Свет знаний»

 

Подготовка тематической полки «Новые книги»

 

Информационное обеспечение первого урока

 

Подбор литературы к информационным часам

 

Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, быта и досуга

Подготовка тематической выставки «Дорога - не игра!» к декаде безопасности дорожного движения и к неделе нулевого травматизма

 

Октябрь

Формирование информационной культуры, гражданское и патриотическое воспитание

Организация встречи с интересным человеком

 

Ноябрь

Оформление тематического стенда, распространение листовок к Международному дню отказа от курения «Жизнь без табака»

 

Работа инфокиоска к 255-летию со Дня рождения Николая Карамзина, русского писателя и поэта (12.11)

6-10 кл.

 

Проведение акции «Чудеса на рождество»

 

Организация работы мастерской Деда Мороза. 18 ноября День рождения Деда мороза. Викторина «В гостях у Зимушки-зимы» 2-4 кл.

 

Декабрь

 

Февраль

Формирование информационной культуры, гражданское и патриотическое воспитание

Проведение мероприятий ко Дню гражданской обороны

Тематический час«Гражданская оборона –это…» (4-8кл.)

Просмотр мультфильма «Спасик и его команда» (2-5 кл.)

 

Март

Информационное обеспечение акции «Всем миром против наркотиков» (к Международному Дню борьбы с наркоманией (2-11кл.)

 

Апрель

Проведение недели Детской и юношеской книги

1 апреля – день рождения Ивана Петровича Белкина. Час общения «Белкин Иван Петрович – вымышленный персонаж-повествователь» (4-7кл.)

 

Май

Информационное обеспечение мероприятий ко Дню Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь

Устный журнал «Наследство. О государственной символике» (6-9кл.)

Акция «Ура! Каникулы!» (2-6кл.)

Игровая программа «Лето красное пришло» (4-6кл.)

 

Воспитание культуры здорового образа жизни

 

Информационное обеспечение недели пропаганды ответственного поведения и безопасной жизнедеятельности учащихся. Акция «Безопасные каникулы» (2-11кл.)

 

 

згарнуць

План совместной работы с Рассветовским сельским клубом-библиотекой

разгарнуць

Электронные варианты учебных пособий

разгарнуць

Обращаем внимание, что на национальном образовательном портале размещены электронные версии:

учебных пособий для учреждений общего среднего образования: https://e-padruchnik.adu.by;

учебных пособий для учреждений образования, которые реализуют образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования: http://e-padruchnik-asabliva.adu.by;

электронные приложения к ученым пособиям: http://e-vedy2.adu.by, https://lingvo.adu.by.

 

згарнуць

Объявление - правила сдачи учебников в школьную библиотеку

разгарнуць

Web-навигаторы по электронным библиотекам

разгарнуць

 

http://www.aldebaran.ru/ - крупнейшая электронная библиотека on-line. Художественная, учебная и техническая литература, книги различных жанров: детективы, фантастика, русская и зарубежная литература, стихи и поэзия, любовные романы, детская литература.

 

http://lib.ru/ - Библиотека Максима Мошкова.

 

http://www.koob.ru/ - Электронная библиотека "Куб" содержит знания о том, как стать более здоровыми, счастливыми и успешными. Поиск по названию книги, автору, ключевым словам

 

http://www.biblioguide.ru/ - ГИД российская государственная детская библиотека.

 

http://www.online.ru/sp/eel/russian - библиотека Евгения Пескина является частным литературным собранием, в котором хранятся тексты литературных произведений в электронном виде.

 

http://www.encyclopedia.ru/ - "Мир энциклопедий" — русскоязычные энциклопедические и псевдоэнциклопедические издания (энциклопедии,энциклопедические словари, справочники).

 

http://vgershov.lib.ru/ - Эл книжные полки Вадима Ершова: историческая и историко-приключенческая литература, детективы, книги для детей, юмор, фантастика, худовная проза, справочники, литература, словари, библиографии, религия и философия.

 

http://libraries.allbest.ru/ - Каталог художественных произведений на ALLBEST.RU -книги (более 27 000). Детективы Мемуары. Разное. Детские. Поэзия. Фантастика. Истори.я Приключения. Юмор. Классика. Проза. Любовные. Психология.

 

http://www.litportal.ru/ - деловые книги, детективы, детские, документальное, драматургия, история, классика, компьютры, любовные, медицина, образование, политика, поэзия, приключения, проза, психология, религия, словари, философия.

 

http://scbooks.chat.ru/ - коллекция отсканированных и вычитанных текстов.

 

http://aleria.net/ - Информационные науки Философия и психология. Вера и религия. Общественные науки. Языки и лингвистика. Естественные науки. Прикладные науки. Искусство и развлечения. Художественная литература. География и история.

 

http://www.arsasiatica.com/ - Культура Востока.

 

http://lib.students.ru/ - Студенческая Библиотека Онлайн.

 

http://abc.vvsu.ru/ - Библиотека студента. электронные учебные пособия от экономики, философии, сервиса, дизайна до права и социологии (более 420 единиц и каждый день новое).

 

http://www.lib.com.ua/ - книги по астрологии детективы, фентези,фантастика, путешествия, книги о политиках, репрессиях, литература по психологии, классическая литература, компютерное железо, документация, языкипрограммирования, религия, философия, самые интересные энциклопедии на разные темы, медицинские книги, методички, народные лечебники.

 

http://www.klassika.ru/ - библиотека, посвященная классической поэзии и прозе.

 

http://www.litera.ru/stixiya/ -"Стихия" Маши Школьниковой представляет более 150 русских и советских поэтов, а также редкие вкрапления зарубежных типа Шиллера и Брехта. Это самый крупный и разнообразный поэтический сервер РУНЕТа.

 

http://citycat.ru/litlib/cbibl_.html - Библ-ка Бориса Бердичевского. Майн Рид, Льюис Кэрролл, Габриэль Гарсия Маркес, Рустам Ибрагимбеков, Шолом-Алейхем и др.

 

http://perfilov.narod.ru/ - "Ковчег" - библиотека русской поэзии, классики.

 

http://ilibrary.ru/ - библиотека Алексея Комарова- книги-классика русской художественной литературы.

 

http://economictheory.narod.ru - экономическая Теория On-Line, экономика во всех ее ракурсах, книги, статьи, форум и др.

 

http://e-management.newmail.ru/ - эл публикации по вопросам экономики, менеджмента и маркетинга на предприятии.

 

http://www.cfin.ru/ - "Корпоративный менеджмент" - проект, направленный на сбор и предоставление методической и аналитической информации,относящейся к управлению компаниями, инвестициям и маркетингу.Среди материалов сайта аналитические статьи,бизнес-планы реальных предприятий, руководства, ссылки на другие источники информации в Интернет.

 

http://www.marketing.spb.ru/ - о маркетинге-статьи, книги.

 

http://www.magnet.ru/aphorism/ - сайт посвящен афоризмам.

 

http://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm - справочник носит энциклопедический характер. Он позволяет получить информацию практически по всем сферам человеческой деятельности.Поиск ведется по рубрикам: Число и измерение.Вещество и поле. Вселенная. Земля. Живая природа. Человек. Культура.

 

http://www.emory.edu/INTELNET/virt_bibl.html - Библиотека М. Эпштейна - авторская, т.е. состоит преимущественно из сочинений самого собирателя. Их тематический охват - философия, теория культуры, поэтика русской литературы, междисциплинарные проекты, эссеистика, философская и мифологическая проза.

 

http://www.nasledie.ru/ - информационно-аналитичекий портал "Современная Россия"-набор аналитических работ о государстве (политика, экономика, духовное наследие).

 

http://www.istok.ru - большая библиотека еврейских книг.

 

http://www.economics.ru/gd/ - информационный канал Госдумы РФ, с принятыми законами и стенограммами.

 

http://grandwar.kulichki.net -военно-историческая библ-ка.

 

http://www.warlib.ru/ - военная библиотека Федорова. Эпизоды из истории вооруженных сил и современные материалы.

 

www.hist.msu.ru/ER - библ-ка исторического фак-та МГУ.

 

http://www.mtu-net.ru/rrr/Russian.htm - сайт для тех,кто начал или хочет начать генеалогические исследования. http://cyrill.newmail.ru/ - тексты из библиотеки античной литературы.

 

http://old-russian.chat.ru/index1.htm сайт - "Древнерусская литература.

 

http://liberte.newmail.ru/index.html - документы Великой франц.революции в библ-ке сайта"Великая французская революция".

 

http://www.museum.ru/museum/1812/Library/index.html - библиотека проекта "1812 год".

 

http://decemb.hobby.ru/ - библиотека "Музея декабристов".

 

http://www.tuad.nsk.ru/~history/Russia/Imperia/index.html - документы (в основном по внешней и национальной политике Российской империи) на сайте А Раковского - "История России".

 

http://www.yabloko.ru/Themes/History/index.html - тексты по русскому либерализму на сайте объединения "Яблоко".

 

http://www.history.machaon.ru/ - "Международный исторический журнал".

 

http://rus-sky.org/history/library/diaris/1894.htm - документы о судьбе царской семьи на сайте "Русское небо".

 

http://www.simplex.ru/win.cgi/lit.html - Русская литература.

 

http://users.aol.com/Tolstoy28/tolstoy.htm - Лев Толстой: жизнь и творчество.

 

http://www.gorod.org.ru/biblio.shtml - Библиотека при социологическом клубе "Город".

 

http://sociology.extrim.ru/bibl.htm - Библиотека социолога.

 

http://social.narod.ru/library.htm - Библ-ка INFOGLOBUS'A.

 

http://www.philosophy.ru/library/library.html - библиотека Института Философии РАН.

 

http://www.countries.ru/library.htm - Библиотека по культурологии в Интернет.

 

http://www.coramdeo.ru/index.asp?section=about - Библиотека христианской литературы.

 

http://www.rus.ru/antolog/ Антологии - большая сетевая библиотека Русского Журнала.

 

http://www.ckp.ru/cgi-bin/libr.cgi - Библ-ка Русского института.

 

http://europa.ehu.by/library/ - Геополитическая библиотека.

 

http://www.ancient.holm.ru/ - Древний мир.

 

http://xlegio.enjoy.ru/ - Библиотека по истории античности.

 

http://www.thietmar.narod.ru/ - Первоисточники по истории Средневековья.

 

http://www.vostlit.narod.ru/ - Первоисточники по истории Востока.

 

http://hronos.km.ru/proekty/mgu/index.html - Библ-ка эл. ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

 

http://www.libertarium.ru/libertarium/library - Библиотека проекта "Московский Либертариум".

 

http://bookz.ru/ : 9 653 авторов и 36 503 книг. присутствуют все жанры. книги, справочники, журналы и словари.

 

http://www.natahaus.ru - библиотека файлов. Регулярно пополняемая. На форуме есть поиск книг.

 

http://ihtik.lib.ru - "Библиотека Ихтика".

 

http://abovo.net.ru - Религиозные культы, Аномальные явления, Антропология, Философия, Эзотерические учения.

 

http://www.biografia.ru/knigi.html - Библиотека редких книг в формате DjVu.

 

http://book.ariom.ru/ - Библиотека Лотоса.

 

http://books.debri.ru/ - сетевая библиотека.

 

http://bookz.ru/abc/u-0.html - литература по жанрам.

 

http://www.bomanuar.com/ - Библиотека Луки Бонуара.

 

http://www.bookcrossing.ru/ - Bookcrossing.

 

http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/ - Серебряный Век.

 

http://burime.stih.ru/ - Буриме.

 

http://citycat.ru/litlib/index.html - Б-ка Бердичевского.

 

http://www.chl.kiev.ua/RUS/chit_r.html - Книги для детей.

 

http://www.ebooks-albums.com/ - 25 500 книг в txt формате.

 

http://elib.ru/BOOK/Book.stm

 

http://e-lib.info/ - книги более 9 Гигабайт.

 

http://www.geocities.com/SoHo/Hall/7820/- Б-ка А.Кобринского.

 

http://graf-mur.holm.ru/ - Аромат Востока.

 

http://www.greylib.align.ru/ - Книги на иностранных языках.

 

http://www.fbit.ru/free/myth/- Мифы и легенды.

 

http://www.feb-web.ru/ - Фундаментальная библиотека.

 

http://feb-web.ru/feb/byliny/default.asp - Былины .

 

http://feb-web.ru/feb/skazki/default.asp - Сказки.

 

http://history.km.ru/biblio/vip_km.htm - Литературный канал VIP.KM.RU.

 

http://www.hokku.ru/ - Хокку.

 

http://www.hrono.ru/index.sema - Всемирная история.

 

http://www.hrono.ru/index.sema - Всемирная история.

 

http://imhoclub.ru/author/ - Книжные новости.

 

http://www.klassika.ru/ - классическая литература.

 

http://knigisanycha.narod.ru/ - Библиотека Саныча.

 

http://kolonna.mitin.com/archive.ph...59/walpol.shtml - Митин журнал.

 

http://www.kulichki.com/inkwell/noframes/noframes.htm - библиотека "Чернильница".

 

http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books - некоммерческая электр. библиотека «ImWerden».

згарнуць

Ведение плановой документации в работе библиотеки

разгарнуць

В библиотеке учреждения образования согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 28.11.2016 № 108 «Аб устанаўленні формаў уліковых дакументаў, якімі афармляюцца арганізацыя бібліятэчных фондаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі і выключэнне з іх дакументаў» ведётся раздельная учётная документация по основному фонду и фонду учебных изданий.

Учётные документы по основному фонду:

  • Книга суммарного учёта (КСУ);
  • Инвентарная книга учёта документов библиотечного фонда;
  • Карточка учётного каталога документа библиотечного фонда;
  • Журнал учёта и пользования документами в электронном виде;
  • Журнал регистрации документов, принятых взамен повреждённых или утерянных;
  • Акт о приёме документов из других библиотек;
  • Акт на выявление порчи или утери документов;
  • Акт об исключении документов.

Учётные документы по учебному фонду:

  • Книга суммарного учёта учебных изданий (КСУ УИ);
  • Учётная карточка учебного издания;
  • Журнал регистрации учётных карточек учебных изданий;
  • Персональный учёт выдачи учебных изданий;
  • Журнал регистрации документов, принятых взамен повреждённых или утерянных;
  • Акт о приёме документов из других библиотек;
  • Акт на выявление порчи или утери документов;
  • Акт об исключении документов.

Работа с библиотечным фондом ведётся на протяжении всего года: формируется книжный фонд в соответствии с учебными программами, программами для внеклассного чтения, а также с учётом запросов пользователей; приём и регистрация документов; исключение из фонда библиотеки ветхой и морально устаревшей художественной литературы и учебных изданий; пополнение фонда учебной и художественной литературой, принятой взамен утерянных изданий; редактирование электронного комплекса “Библиограф”.

Работа с фондом учебников

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

1.

Анализ сохранности учебного фонда школы и степени обеспеченности учащихся учебниками на учебный год

Сентябрь, октябрь

2.

Оформление заказа на учебники с учётом требований УО

Сентябрь, октябрь

3.

Формирование отчёта по оплате за пользование учебниками и учебными пособиями

Сентябрь, октябрь

4.

Составление анализа обеспеченности учащихся учебниками

Октябрь

5.

Списание подарочного издания для первоклассников

Сентябрь, октябрь

6.

Списание учебников, у которых истёк срок фондирования

Октябрь

7.

Списание учебников, утерянных учащихся

Октябрь

8.

Приём и оформление поступивших учебников

По мере поступления

9.

Выдача учебников

Август, сентябрь

10.

Ведомственная отчётность

Октябрь

11.

Работа по сохранности учебного фонда

В течение года

12.

Редактирование электронных баз данных банка района по учебникам и учебным пособиям

В течение года

13.

Проведение сверки данных о наличии изданий в фонде с данными бухгалтерии

В тчение года

14.

Редактирование регистрационной картотеки учебников

По мере поступления

згарнуць

ПОЛОЖЕНИЕ О БИБЛИОТЕКЕ ГУО «Рассветовская средняя школа Клецкого района»

разгарнуць
  1. Общие положения

          1.1. Библиотека государственного учреждения образования «Рассветовская средняя школа Клецкого района» является структурным подразделением учреждения образования, призванным содействовать процессу обучения и воспитания учащихся, повышению квалификации работников школы, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения;

          1.2. Библиотека в своей деятельности руководствуется Законом Республики Беларусь «О библиотечном деле в Республике Беларусь», другими нормативными и правовыми актами Республики Беларусь по библиотечному делу, распорядительными актами Главного управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь, Уставом государственного учреждения образования, распорядительными актами директора государственного учреждения образования «Рассветовская средняя школа Клецкого района», настоящим Положением;

          1.3. Библиотека государственного учреждения образования «Рассветовская средняя школа Клецкого района» осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом;

          1.4. Библиотека государственного учреждения образования «Рассветовская средняя школа Клецкого района» взаимодействует с Рассветовским сельским домом культуры.

  1. Основные задачи

          2.1. Обеспечение   многообразия   содержания   образовательного процесса, особенностей   программных   педагогических   установок отдельных школьных коллективов путем оперативного и качественного комплектования   фондов, библиотечного      и информационно-библиографического обслуживания читателей;

          2.2. Воспитание у учащихся информационной культуры: привитие навыков умелого пользования книгой, библиотекой, другими источниками информации;

            2.3. Содействие успешному усвоению учебных программ, развитию творческого мышления, познавательных интересов и способностей;

          2.4. Содействие повышению методического   и   педагогического мастерства учителей, воспитателей, других категорий педагогических работников школы;

          2.5. Содействие самообразованию учащихся   и   педагогических работников школы, обеспечение информацией их социальных, культурных потребностей.

  1. Содержание работы

         В соответствии с основными задачами библиотека государственного учреждения образования «Рассветовская средняя школа Клецкого района»:

        3.1. Формирует универсальный по отраслевому составу   фонд, соответствующий по содержанию ее образовательным, воспитательным и информационным функциям, на языках, которые изучаются в школе, а также фонд учебной литературы;

        3.2. Обеспечивает   сохранность   фонда   и использование его читателями в соответствии с установленными правилами;

        3.3. Осуществляет библиотечную обработку поступающих в фонд изданий, организует и ведет справочно-библиографический аппарат(СБА);

        3.4. Осуществляет справочно-библиографическое обслуживание и библиографическое   информирование   педагогического   коллектива и учащихся школы, организует и проводит работу по воспитанию культуры чтения, основ библиотечно-библиографической грамотности читателей;

       3.5. Ведет   дифференцированное библиотечное обслуживание на абонементе, в читальном зале.

        3.6. Изучает и направляет чтение учащихся с учетом их возраста, уровня знаний, способствует формированию их читательских интересов, оказывает помощь родителям по вопросам детского чтения.

  1. Правовой статус. Финансирование и материально-техническое обеспечение.

         4.1. Управление библиотекой учреждения образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом учреждения образования «Рассветовская средняя школа Клецкого района»»;

        4.2. Руководство библиотекой учреждения образования, контроль за её деятельностью осуществляет руководитель учреждения образования, который несёт ответственность за создание необходимых условий для деятельности библиотеки;

        4.3. Структура библиотеки учреждения образования включает абонемент, читальный зал, хранилище, медиатеку (наличие медиатеки как составной части библиотеки определяется возможностями учреждения образования);

        4.4. Состояние материально-технической базы и фонда библиотеки является одним из основных показателей готовности школы к новому учебному году;

     4.5. Порядок доступа к фондам, перечень услуг и условий их предоставления   библиотекой   определяются  типовыми   правилами пользования   школьной   библиотекой   в   Республике   Беларусь, утвержденными Приказом Министерства образования Республики Беларусь27 декабря 1999 года № 768;

     4.6. Школьная библиотека осуществляет свою деятельность на основе   плана,   ведет   документацию в установленном порядке и отчитывается перед директором и педагогическим советом школы;

     4.7. Штат и структура библиотеки утверждаются директором школы;

     4.8. Возглавляет школьную   библиотеку   ответственный за библиотечное дело,   который подчиняется непосредственно директору школы и является членом педагогического совета школы.    

     4.9. Работники школьной библиотеки систематически повышают свою квалификацию на курсах в институтах повышения квалификации (не реже одного   раза   в   пять   лет);   на   семинарах,   проводимых библиотеками - методическими центрами, методическими объединениями, путем самообразования; проходят аттестацию в установленном порядке;

     4.10. Оплата труда работников школьных библиотек производится в соответствии с действующим законодательством;

     4.11. За активную работу сотрудники школьной библиотеки могут представляться к наградам в установленном порядке;

 4.12. Библиотечные   работники   несут   ответственность   за сохранность фондов в соответствии с действующим законодательством;

     4.13. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются законодательством Республики Беларусь о труде;

     4.14. Для оказания практической   помощи   и   рассмотрения актуальных   вопросов работы в школьной библиотеке на правах совещательного органа создан библиотечный совет, в который входят работники библиотеки, представители педагогического коллектива, актива родителей, общественности, учащихся;

    4.15. Библиотека вправе:

    - самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении;

    - знакомиться с учебными программами, планами воспитательной работы школы, получать от педагогического коллектива сведения, необходимые для решения поставленных перед библиотекой задач;

   - входить в библиотечные объединения, ассоциации;

     - участвовать на конкурсной или иной основе в реализации государственных и региональных программ развития библиотечного дела.

згарнуць

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕДИАТЕКЕ ГУО «Рассветовская средняя школа Клецкого района»

разгарнуць

   Медиатека образовательного учреждения является структурным подразделением библиотеки, которая представляет собой собрание информационных материалов на электронных и бумажных носителях и обеспечивает доступ к ним для учащихся и педагогов.

  1. Общие положения

1.1. Медиатека является центром педагогической информации на уровне учреждения образования. Она также является структурным подразделением библиотеки и осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.

1.2. Медиатека создаётся для внедрения технологии накопления, обобщения и тиражирования педагогического опыта средствами информационно-коммуникационных технологий.

1.3. Медиатека предоставляет соответствующие условия для реализации принципов доступности, непрерывности образования, самостоятельности учащихся в обучении с использованием ИКТ.

1.4. Создание Медиатеки на базе библиотеки учреждения образования производится приказом управления образования, не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и в его Уставе не фиксируется.

1.5. В своей деятельности школьная Медиатека руководствуется нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, комитета по образованию Мингорисполкома, управления образования администрации района, внутренними локальными документами учреждения образования, настоящим Положением.

  1. Организационная структура Медиатеки

2.1. Медиатека является структурным подразделением библиотеки;

2.2. Медиатека является собранием носителей образовательных и информационных ресурсов в электронном виде и включает:

-   электронные энциклопедии, справочники, словари, переводчики:

-   мультимедийные обучающие программы, учебники;

- учебно-методические пособия на электронных носителях - рабочие программы курсов, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.;

-  электронные периодические издания - приложения к периодическим изданиям, электронные версии периодических изданий;

- информационно-библиографические базы данных реферативные журналы, реферативные сборники, библиографические указатели, нормативная информация о коллекциях объектов (рубрикаторы, тезаурусы, авторские и предметные указатели).

-   аудиовизуальные материалы;

электронные средства обучения, программные продукты, разработанные педагогами учреждения образования.

2.3. В оборудование медиатеки должно входить: компьютер мультимедийный для работы библиотекаря,

-   пользовательский терминал с доступом в Интернет,

-   сканер, принтер, копир (возможно комбинированное устройство),

-   цифровая камера,

-  коммуникационное оборудование, включая модем (если нет подключения по локальной вычислительной сети учреждения образования и выхода в Интернет),

-     оборудование для хранения и обслуживания имущества медиатеки.

-     программное обеспечение.

  1. Направления деятельности школьной медиатеки:

3.1. создание банка педагогической информации, как одного из компонентов единой школьной информационной образовательной сети;

3.2. подбор, разработка и приобретение программного обеспечения для расширения собрания электронных носителей учебно-воспитательного назначения;

3.3. оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из медиатеки и других информационных центров;

3.4. создание условий для учителя в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможность просмотреть и отобрать средства обучения, связаться с педагогами других учреждений образования города, других городов, стран, используя электронную почту, сеть Интернет;

3.5. создание (на основе имеющихся в медиатеке) методических описаний, обучающих программ, видео- и магнитозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской деятельности;

3.6. создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, прослушивания и просмотра фоно-, магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами, телекоммуникационными сетями;

3.7. совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий, расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники, формирование комфортной библиотечной среды;

3.8. оперативное и качественное информационно библиографическое обслуживание всех категорий читателей на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

  1. Финансирование, материально-техническое обеспечение

4.1. Финансирование материально-технического развития Медиатек производится за счёт бюджетных средств, выделяемых учреждениям образования, при которых они созданы, а также за счёт средств городских (районных) целевых программ и иных источников финансирования, не запрещённых законодательством Республики Беларусь.

  1. Порядок утверждения Положения и внесения в него изменений

5.1. Положение о школьной Медиатеке составляется на основе данного Положения, принимается решением педагогического совета школы и вступает в силу после утверждения приказа директором образовательного учреждения:

5.2. При необходимости в Положение о Медиатеке могут быть внесены изменения и дополнения по инициативе комитета по образованию Мингорисполкома, управления образования администрации района, общеобразовательного учреждения.

[1] Согласно Постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 26.02.2008 №16 «Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования»

 

згарнуць

Правила пользования библиотекой

разгарнуць
  1.   1. Общие положения

1.1. Библиотека является частью государственного учреждения образования «Рассветовская средняя школа Клецкого района»» и обеспечивает учебно-воспитательный процесс необходимыми документами;

1.2. Правила пользования школьной библиотекой (далее - библиотека) регламентирует общий порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права и обязанности библиотеки и пользователя.

2. Права пользователей

2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники школы, родители учащихся школы.

Читатели имеют право:

2.2. Получать полную информацию о составе фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;

2.3. Получать на 14 дней любой документ из фонда библиотеки;

2.4.Бесплатно пользоваться услугами, предоставляемыми библиотекой;

2.5. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой;

2.6. Избирать и быть избранным в совет библиотеки и принимать участие в его работе;

2.7. Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в их правах.

 3. Порядок пользования библиотекой

3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном

порядке в соответствии со списками классов. Персонал образовательного учреждения, родители учащихся записываются при наличии паспорта;

3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи;

3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью в формуляре читателя;

3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на14 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти;

3.5. Периодические издания выдаются на 7 дней;

3.6. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ

нет спроса со стороны других читателей;

3.7. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в начале, конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения;

3.8. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек;

3.9. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, а также электронные носители информации на дом не выдаются.

4. Ответственность и обязанности читателей

4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов;

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящие за ним документы из фонда библиотеки;

4.3. Читатель обязан:

- возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;

-не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;

-бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы);

-соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа в фонде;

4.4. При получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить при этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки;

4.5. Утраченный документ из фонда библиотеки или нанесенный ему невосполнимый ущерб, читатель обязан заменить его соответственно таким же, или признанный библиотекой равнозначным;

4.6. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем ответственность несут его родители или опекуны, попечители, под надзором которых он находится;

4.7. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленной библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.

5. Обязанности библиотеки

5.1. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке;

5.2. Не использовать сведения о читателях, их интересов в иных целях, кроме научных и библиотечно- производственных;

5.3. Давать полную информацию читателям о наличии документов в фонде;

5.4. Оказать помощь читателям в выборе необходимой литературы;

5.5. Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами;

5.6. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах;

5.7. Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.

 

   

«Я – книга! Я товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен:

Оберегай меня от пятен!

Мой переплёт не выгибай:

Мне корешок не поломай!

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня – туда верни!

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!»

Правила обращения с книгой

 1. Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.

2. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

4. Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.3. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

5. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

6. Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

7. Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

8. С книгами обращайся аккуратно.



Читатели обязаны:
   
  • соблюдать правила пользования библиотекой;
    бережно относиться к произведениям печаги, полученным из фондов библиотеки (т.е. не делать в них пометок, подчеркивании, не вырывать, не загибать страницы);
  • возвращать их в установленные сроки, не выносить из помещения библиотеки, если они не записаны в читательском формуляре;
  • при получении произведений печати читатель должен тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки;
  • не нарушать порядок расстановки литературы в фонде открытого доступа;
  • соблюдать в библиотеке тишину и порядок работы, не вносить большие портфели и сумки в помещение библиотеки;
  • при выбытии из школы вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и другие документы;
  • личное дело выдается выбывающим учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки, выбывающие сотрудники школы отмечают в библиотеке свой обходной лист.
  • при утрате и неумышленной порче изданий и других документов заменить их такими же, либо копиями или изданиями, признанными библиотекой равноценными.
  • Стоимость утраченных, испорченных произведений печати определяется библиотечным работником по ценам, указанным в учебных документах библиотеки, с применением коэффициентов по переоценке библиотечных фондов.
  • при нарушении сроков пользования книгами и другими документами без уважительных причин к читателям в установленном порядке могут быть применены административные санкции

 

Поведение в библиотеке. Мультфильм. Смотри здесь

згарнуць
Яшчэ ў гэтым раздзеле