ym(90052710, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true });

Старонка настаўніка-дэфектолага

Консультация для родителей "РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ"

разгарнуць

 Аутизм - что это за болезнь?

Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие больные этой болезнью проявляют исключительные способности к музыке или других видов искусств. Стоит их немного поддержать, и адаптация их в обществе станет вполне реальной.

Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.

В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.

Наиболее типичные симптомы аутизма

Недостаточное развитие языка, отсутствие речи. У детей раннего возраста, как правило, наблюдаются нарушения зрения, речи (им трудно говорить), они чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз подряд. Ребенок не понимает речь других людей, сам не стремится разговаривать, общаться с другими людьми, даже матерью. В речи ребенка, в основном, присутствуют эхолалии, ребенок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые услышал от других людей или по телевизору. Ребенок не понимает сложных языковых конструкций. Ребенок с аутизмом понимает только односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает местоимений мой, твой, и и т. д. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя".

Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него. Родителям порой совершенно невозможно привлечь внимание ребенка, он не реагирует на свое имя и на звуки голосов мамы и папы. Более того, со временем ребенок начинает активно избегать общения, скрывается, уходит. Ребенок не фиксирует взгляд на лице родителей, нет контакта взглядов.

Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит мимо людей, не замечая их, и относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время им характерна повышенная впечатлительность, реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.

  1. Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с родителями. Даже в первые месяцы жизни ребенок не тянет ручке, не прижимается к матери, а, находясь на руках у родителей, сопротивляется физическому контакту, напрягает спину, пытается вырваться из объятий родителей.

 Ребенок с расстройствами аутистического спектра никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к ним интереса. Игра ребенка с аутизмом заключается в наборе простых движений - он дергает кусок одежды, крутит веревку, сосет или нюхает части игрушек. Эти признаки аутизма также проявляются после достижения ребенком возраста 1 года.

 Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками. Ребенок с расстройствами аутистического спектра не проявляет интерес к играм детей. На втором году жизни заметно, что он не имеет даже простейших игровых навыков. Единственная игра, которую ребенок с расстройствами аутистического спектра может поддерживать, это простые механические движения "возьми - дай". При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее характерной чертой является то, что обычно ребенок играет сам, преимущественно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Он может долго и однообразно играть с обувью, шнурками, бумагой, выключателями, проводами и тому подобное. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутичным фантазиями. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт.

. Ребенок с расстройствами аутистического спектра не может научиться простейшим навыкам самообслуживания. Такому ребенку порой невозможно научиться одеваться самому, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и пользоваться столовыми приборами.

 Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, он не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Малыш не может переходить улицу, потому что не воспринимает движущиеся машины и может пострадать. Такой ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т.д.

Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет родителей. На любое запрет или попытку связаться ребенок с расстройствами аутистического спектра может внезапно проявить безудержную агрессию. Он не умеет испытывать чувство сожаления, на просьбы или мольбы родителей не реагирует, безразличен до слез.

У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений - раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор. Ребенок вместо игры может выстраивать различные предметы и игрушки в аккуратные ряды. Он может долгое время безэмоционально подпрыгивать, приседать.

Что можно посоветовать родителям.

Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом - детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка.

 Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом.

 Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь он не психически больной человек, у него просто "другой способ видения мира", ему немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно помочь, поддержать, научить.

 При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети с расстройствами аутистического спектра, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.

 Гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность. Такие проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых детей.

 Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.

 Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок дифференцирует себя из людей и дифференцирует людей на своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых.

 Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

 Особенно важное значение в воспитании ребенка с расстройствами аутистического спектра имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

 Поскольку нарушения аутистического спектра являются сквозными, то положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сфере стоит получить консультацию специалистов (особенно важно - еще и отработать определенные навыки), как помогать ребенку в этом направлении. Уметь: активизировать проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, поскольку именно она является основой полноценного психического развития.

 Советы взрослым из ближнего и дальнего окружения ребенка с расстройствами аутистического спектра

 Применяйте планомерное сотрудничество ребенка со взрослым для того, чтобы у него перед глазами всегда был эталонный вариант, с которым он хотя бы изредка пытался сравнить свое изделие и другие результаты своей деятельности, а также созерцать действия, движения взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных с ним делах помогать успокоить и дать ему чувство защищенности.

Всегда будьте готовы поймать, схватить, подложить руку на опасное место и т.д., будьте готовы предотвратить возникновение ситуации, провоцирующей физическую самоагрессию ребенка. Действенным способом свести к минимуму опасные действия ребенка является их подкрепления вами своими бурными реакциями (не пугаться, не расстраиваться, не сердиться). Помните, что некоторые дети могут провоцировать такие реакции взрослого и при этом испытывать удовольствие и радость.

 Целенаправленно опекайте предметную деятельность и игру ребенка. В этой связи обеспечит взвешенное отношение к подбору игрушек и предметов, продумывайте цели с позиции степени их сложности (должны соответствовать возрасту, возможностям и интересам ребенка), тщательно относитесь к организации и руководству детской деятельностью.

 Используйте большую привязанность ребенка с аутизмом в отношении к предметам, чем к людям. На этой основе косвенно налаживайте диалог с ними, например, через музыкальные инструменты, танцы, спортивные игры. В то же время налаживайте слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию общей и мелкой моторики, формируйте доступный для ребенка уровень способности синтезировать их в одной деятельности (побуждайте ребенка к поиску слева-справа, сверху-снизу мелодической игрушки или взрослого, который напевает или что-то говорит и т.п.).

 Устранение из окружения ребенка всего того, что может напугать его: резкие звуки (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие зрительные впечатления (мощные, не защищены источника света, внезапное движение в поле зрения ребенка); резкие запахи, грубые обращения и тому подобное.

Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания могут вызвать у ребенка только оборонительную реакцию в виде различных вариантов отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание слушать, касаться, вступать в любой контакт).

 Поддерживайте элементы общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого. При этом всячески учитывайте особенности их осуществления ребенком, поскольку, несмотря на то, что ребенок «ходит мимо людей», он никогда не наталкивается на них, может заплакать, когда на него или при нем кричат.

- Систематически используйте возможности арт-терапевтических средств как социально приемлемого выхода агрессивности и негативных эмоций ребенка с расстройствами аутистического спектра, безопасного способа снятия напряжения, уменьшения страхов, агрессии и жестокости. Совместное участие в рисовании, в музыкальных занятиях, в элементарных спортивных играх будет способствовать формированию отношений эмпатии и взаимной поддержки.

 Советы родителям ребенка с расстройствами аутистического спектра

Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.

 Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Обязательно выполнение вами режимных моментов и, что не безразлично, ласковое отношение к ребенку. Обозначение эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствует эмоциональному «заражение» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.

 Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь тому, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (желательно даже тихим) голосом.

 Способствует более легкому прохождению ребенком момента физического отрыва от себя с тем, чтобы предотвратить проявления тяжелых форм «чувство края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемым, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.

 Учитывайте, что рядом с равнодушием, аффективной блокадой (изоляцией) по отношению к вам, возможно также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами.

 На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.

 Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детское сопротивление такими стимулами, которые для него эмоционально сверхчувствительны, дискомфортны (длинный поцелуй, шепот в ухо и т.д.). Вместе с тем, применяйте определенную трансформацию отношений с ребенком, которого (ситуацию) условно называют «отпусти», когда ребенок старается избегать длительных эмоциональных контактов, объятий, поцелуев. Однако, учитывая естественную автономию ребенка с аутизмом, эту возможность надо использовать осторожно.

Используйте, как возможный метод мобилизации ребенка к игре, без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.

Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.

 Постоянно смягчает недостаточную или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремления одиночества и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрешкою, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.

Научитесь считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.

 

згарнуць

«Организация жизнедеятельности и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра»

разгарнуць

Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) нуждаются в общении даже больше, чем их здоровые сверстники. Семьи, в которых появился ребенок, страдающий аутизмом, всегда особенные, так как на всех членов семьи падает большая физическая и психологическая нагрузка. Прежде всего, один взрослый член семьи (чаще всего мама) должна находиться все время с ребенком, чтобы обеспечить ему надлежащий уход и иметь возможность постоянно заниматься его социализацией и развитием.

Каковы же правила жизни с ребенком с аутизмом? 

Занятия с ребенком, имеющим РАС.

Чтобы ребенок, мог нормально функционировать в обществе, с ним необходимо постоянно заниматься. Программа обучения ребенка должна быть составлена специалистом так, чтобы ребенок мог заниматься тем, что его по-настоящему увлекает и волнует, а родители могли помочь ему справиться с обучением, которое поможет ребенку проявить себя в дальнейшей жизни.

Многие дети с аутизмом, с которыми упорно занимались в детстве, в дальнейшем могут стать социализированными.

Четкий режим дня. Чтобы ребенок, мог нормально чувствовать себя, необходимо составить для него четкий режим дня. Затем присмотреться, сможет ли ребенок следовать этому режиму, и подкорректировать. Необходимо учитывать, что дети с аутизмом болезненно воспринимают даже малейшие изменения не только в распорядке дня, но даже в расположении вещей. Поэтому следует свести к минимуму какие - либо изменения в распорядке дня в дальнейшем. Не прерывать занятия. Вся жизнь семьи должна быть подчинена необходимости регулярного проведения занятий с ребенком. Занятия не должны прерываться ни по какой причине, можно немножко сократить, в случае крайней необходимости, но не прерывать. Прогресс достигается тяжелым и постоянным трудом, но регресс происходит быстро. Если есть возможность посещать коррекционную школу, где, помимо специальных занятий с педагогами и психологами, можно общаться с другими малышами и их семьями, – это хорошо, так как дает стимул не только ребенку, но и родителям. 

Общение с ребенком с аутизмом.

Как известно, некоторые дети с аутизмом не выносят прикосновений, но для развития психики малыша они просто необходимы, поэтому легкий массаж перед сном может помочь. С таким ребенком нужно как можно больше общаться, хотя поведение и отстраненный взгляд может создать у тебя впечатление, что ребенок вовсе не хочет общения. Помните, что дети нуждаются в общении намного больше, чем здоровые сверстники. Однако следует отметить, что их особенностью является необходимость в периодическом уединении, поэтому иногда необходимо давать ребенку возможность побыть наедине с собой. 

Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей с аутизмом.

  1. Самое важное для родителей - никогда не маскировать диагноз, не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
  2. Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
  3. Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных заранее планов на жизнь. Нужно как можно раньше принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
  4. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку не выжить.

 

згарнуць

Вымаўленне гука "Р"

разгарнуць

САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ЗВУК

Звук «Р» считается одним из наиболее сложных в русском языке, чаще всего дети осваивают его в последнюю очередь. Корень языка и уздечка должны быть достаточно сильными, чтобы «удержать» звук, а кончику языка надо уметь расслабляться, чтобы на сильном выдохе происходила вибрация. Звук «р» длительный — язык должен уметь не просто подниматься в правильное положение, но и удерживаться в этом положении какое-то время. К тому же звук «р» требует очень мощного речевого выдоха.

К шести годам артикуляционный аппарат ребенка должен полностью готовым к произнесению звука «р». Однако есть несколько причин, которые могут помешать ребенку самостоятельно справиться с произнесением самого трудного звука.

Что мешает произнести звук правильно?

1. Короткая подъязычная уздечка

2. Неправильное речевое дыхание

3. Нарушение фонематического слуха

4. Глубокий прикус

Самое важное — правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается справиться со звуком «р». И самое верное решение — обратиться к логопеду. Если коррекционная помощь специалиста не понадобится, предлагаем Вашему вниманию некоторые упражнения, которые помогут справиться с этой проблемой самостоятельно.

 

Упражнения для губ

«Улыбка». Губки необходимо растянуть в широкой улыбке так, чтобы были видны зубы. Улыбку удержать десять секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой и удерживать их в таком положении также десять секунд.

 

Упражнения для языка

«Чистим зубы языком». Рот приоткрыт. Губки поднять. Провести кончиком языка сначала по внешней поверхности зубов, потом – по внутренней: «чистим зубки языком». При этом челюсть должна оставаться неподвижной!

«Иголочка». Как можно дальше высунуть вперед язык, сделав его узким. В таком положении оставаться десять секунд.

«Змейка». Делается так же, как и упражнение «иголочка», но язык нужно слегка покусать, чтобы привести в тонус его мышцы.

«Хулиган». Высунуть язык и поболтать им в разные стороны.

«Чашечка». Открыть ротик. Попробовать дотянуться языком до верхних зубов, но при этом к ним не дотрагиваться. Получается своеобразная чашечка.

«Лошадка». Рот широко открывается. Язык приподнимается к небу, как бы влипая в него, а затем резко отщелкивается. В этом упражнении важно следить за тем, чтобы двигался весь язык, а не только его кончик. Челюсть при этом упражнении остается неподвижной!

«Грибок». Здесь положение губ, языка, нёба точно такое же, как и в упражнении «лошадка». Только щелкать языком не нужно, а важно удержать его «прилипшим» к небу десять секунд. Таким образом растягивается уздечка языка.

Эти упражнения помогут научить ребёнка произносить и другие звуки не менее правильно и четко. Но самое главное - научить воспринимать себя и свою проблему легко, ведь она временная и решаемая!

згарнуць

Вымаўленне гука "Л"

разгарнуць

Трудный звук "л"

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является звук "л". В норме мягкий звук "ль" появляется к 3 годам, а твердый "л" - к 5 годам.Частое явление — нарушение произношения звука или его отсутствие в речи. В логопедии это называется ламбдацизмом. Если поставлен такой диагноз, то нужна правильная постановка звука у логопеда.

🔷️Ошибки при попытке произнести «л»:

Вместо «л» звучит «ы». Например, слово «ложись» будет произноситься как «ыожись». 

Взамен «л» произносится сочетание звуков «ува». Так, «взяла» превратится в «взяува». 

Подмена «л» звуком «р». К примеру, «рекарство» вместо «лекарство».

Вместо «л» слышится звук, похожий на «ф» или на «н». 

Причины неправильного произношения звука "л"

Укороченная подъязычная связка. Не позволяет осуществить подъем языка вверх, необходимый для формирования нужного артикуляционного уклада. 

Изменение мышечного тонуса. При дизартрии язык может быть вялым или напряженным. 

​Нёбная расщелина.

Снижение слуха (тугоухость).

​Ребенок мал для правильного произношения [л], поэтому он пропускает эту фонему (лес – ес). 

✔Нарушения фонематического слуха.

🔷️Задачами логопедической диагностики является определение причины и вида нарушения. При необходимости назначаются консультации других специалистов (невролога, стоматолога, отоларинголога).

🔷️Почему важно вовремя поставить звук "л"?

Прежде чем ребенок пойдет в первый класс, у него должны быть правильно поставлены все звуки. Это является залогом успешного формирования навыков чтения и письма, а также обучения в целом. Неправильное звукопроизношение может стать причиной трудностей межличностных взаимоотношений со сверстниками.

🔷️Прежде чем приступить к постановке нормативного звукопроизношения, проводится подготовительная работа по формированию правильной артикуляционной позы, развитию фонематического слуха. Как только звук "л" будет получен, переходят к его закреплению в слогах (прямых, обратных, с сочетанием согласных), словах, чистоговорках, рассказах. 

Длительность коррекционных занятий зависит от причины и механизма ламбдацизма, наличия других фонетических дефектов, нуждающихся в исправлении.

згарнуць

Развіцце гаворкі

разгарнуць

📌Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает поэтапно и у каждого ребёнка по-своему.

Многие родители, слыша речь своего малыша, задаются вопросом, все ли в порядке с его речевым развитием, нет ли каких либо нарушений? Что может послужить поводом для беспокойства?

«Сердитки», «намакаронился», "выпузырить", "жукашечка", "распакетить", "тарельница" ... Вам, наверняка, приходилось слышать подобные слова. Почему ребенок так говорит?

 ❓Одним из этапов развития детской речи является словотворчество. Как оно проявляется?

 ☝У ребенка 3-5 лет появляется интерес к звукам родного языка. Он пробует экспериментировать и играть словом, как предметом. Изменяя состав слова, ребенок прислушивается к полученной комбинации звуков и получает наслаждение, если произнесенные им слова и фразы звучат красиво, если родители одобрительно улыбаются ему в ответ, хвалят его. Тогда ребенок при первом же удобном случае еще раз демонстрирует свою «находку» – слово, которое он недавно изобрел. Например: "Дети лисы – это лисята, дети коровы - ... коровята" или "Бабезьяна - бабушка обезьяны". Это и есть словотворчество, которое является нормой развития детской речи. Однако, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам, к своей речи. Способность к словотворчеству начинает угасать. В возрасте 5 - 6 лет ребенок свободно образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками; легко выполняет упражнения на словообразование.

❗❗❗На что нужно обязательно обратить внимание в этом возрасте?

Перестановка звуков и слогов в слове, бедность словарного запаса, неточности в понимании лексического значения слов, неправильное применение грамматических форм слов (например, много стулов, ухов, собаков), неправильное согласование слов в предложении являются признаками речевых нарушений. Если ребенок в 6-7 лет не может использовать в разговоре или письме предлоги, склонения, падежи или неправильно составляет предложения - родителям пора бить тревогу! Для того чтобы выявить, есть ли проблема и в чем она заключается, необходимо обязательно обратиться к специалисту. 

згарнуць

Развіццё мелкай маторыкі

разгарнуць

📌Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. 

 

❓Что такое мелкая моторика? Каково её значение в развитии ребенка?

☝Мелкая моторика – это возможность воспроизводить точные и ловкие движения кистью рук и пальцами: умение правильно держать ручку, закрашивать, не выходя за края, штриховать, обводить и т.д. 

Кроме того, уровень развития мелкой моторики у ребенка является одним из важных критериев его готовности к школе. И задача взрослых при подготовке его к школе — помочь развить мелкую моторику рук, если этого не произошло раньше.

 

❓Какие занятия и упражнения развивают мелкую моторику рук?

1. Массаж и самомассаж.

2. Физические упражнения, например, лазание по лестнице, висение на перекладинах и т.д.

3. Творческие занятия: лепка, рисование, аппликации, вырезание из бумаги, оригами, пальчиковое рисование.

4. ​Графические задания: обведи по контуру, продолжи ряд, соедини по точкам, сделай штриховку, дорисуй картинку, повтори по клеткам, графический диктант. 

5. Игры с мелкими предметами: игры с крупами, с прищепками.

6. Пальчиковые игры со стихами.

7. Игры с песком, крупами, глиной, любыми мелкими предметами и природным материалом.

8. Шнуровка, завязывание и развязывание бантиков, застегивание и расстегивание пуговиц.

9. ​Конструирование, работа с пазлами, лабиринты, мозаика.

10. Тренировка бытовых навыков.

 

💯Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту ребёнка. 

❗Важно помнить!

Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.

згарнуць

Павялічваем слоўнікавы запас

разгарнуць

❓Что же такое словарный запас?

Словарный запас – это слова, которые ребёнок может без затруднений применять в собственной речи (активный словарь) и слова, которые узнаёт при чтении или на слух, понимает их значение, но не использует их сам в своей речи (пассивный словарь).

❓В каких видах деятельности осуществляется развитие словаря ребёнка?

Бытовая деятельность (приём пищи, самообслуживание и т.д.).

Трудовая деятельность, где дети взаимодействуют друг с другом.

Игровая деятельность, в процессе которой дети учатся общаться между собой, договариваться.

❓Какие средства могут использовать родители?

Предлагаем Вашему вниманию некоторые способы расширения словарного запаса, которые позволят сформировать пассивный и активный словарь ребенка. 

1. Больше общайтесь с ребенком.

Постоянное общение с ребенком – это та база, которая позволяет ребенку узнавать новые слова.

2. Читайте книги.

Чтобы чтение вслух давало положительные результаты, необходимо:

отчетливо произносить слова, соблюдая правильную артикуляцию;

правильно расставлять ударения в словах;

разъяснять незнакомые или труднопроизносимые слова;

анализировать героев произведения, их поступки.

3. Наблюдайте, делитесь своими чувствами. 

4. Рассматривайте картины, составляйте по ним небольшие рассказы.

5. Учите стихотворения.

Положительные результаты приносят также:

Просмотр детских фильмов с обязательным обсуждением героев, событий.

Семейные события, которые необходимо обсуждать вместе с ребенком.

Тематические прогулки.

Словесные и настольно-печатные игры.

Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Но очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь.

згарнуць

Музыка развівае гаворку

разгарнуць

Речь - это одно из самых важных средств общения человека. Все речевые навыки зак­ладываются в раннем возрасте. Любому реб­енку, для того, чтобы он заговорил, нужна стимуляция речевого развития.​ 

И здесь на помощь пр­иходит…музыка!​ ​ 

В раннем детстве зву­ки музыки стимулируют слух младенца и го­товят его к появлению речи. Различные ме­лодии способствуют освоению четкого прои­зношения звуков, пра­вильному их употребл­ению. Пение требует четкой работы артику­ляционного аппарата (губы, язык), а это, конечно, помогает развитию чёткой дикци­и. Ребенок, который сокращает слоги и зв­уки в словах, прогла­тывает окончания, при пропевании этих же «трудных» слов будет удерживать слоговую структуру в полном объеме.​ 

И речь, и музыка пре­дполагают взаимодейс­твие с другими людьм­и, когда нужно синхр­онно произносить сло­ва песни. Таким обра­зом, формируется чув­ство ритма и главные её элементы: ударен­ия, паузы между слов­ами и предложениями.­Овладевая ритмом, ре­бёнок овладевает нав­ыком чтения, так как вырабатываются слит­ность и плавность ре­чи, умение пользоват­ься интонацией.

Занятия музыкой разв­ивают интеллект дете­й, влияют на коммуни­кативное и эмоционал­ьное развитие, улучш­ают координацию и ме­лкую моторику. Под воздействием музыки происходит улучшение памяти, лучше запоми­наются цвета, назван­ия геометрических фо­рм, вычислительные навыки. Точность и вн­имание, которые треб­уются для игры на му­зыкальном инструмент­е, способствуют пост­оянному наблюдению и контролю над собой.​ 

Таким образом, музык­ой можно воспитывать не только эстетичес­кое чувство и приобщ­ать ребенка к культу­ре и искусству.​ 

Музыка - это прекрас­ное средство развития речи!

згарнуць

Цяжкасці ў навучанні

разгарнуць

Каждый родитель хоче­т, чтобы его ребёнок вырос умным, благоп­олучным, успешным, счастливым человеком. Но что же делать, если возникают пробле­мы, связанные с труд­ностями в обучении?

К категории детей с трудностями в обучении относятся обучающиеся, испытывающие стойкие затруднения в усвоении образовательной программы (в овладении письмом, чтением и счетом).​ Нередко о таких детях думают, что они не хотят учиться, ленятся. Однако это не так. ​

Не лень, а несформированность функций!

У обучающихся данной категории есть особенности развития отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания), речевые проблемы, которые не позволяют им легко осваивать школьные навыки и делают этот процесс очень энергоемким. При этом данные сложности практически всегда сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями.

Коррекция имеющихся трудностей подразумевает принятие комплексных мер. А это значит, что комплекс педагогических и коррекционных методов должен сочетаться с наблюдением у детского невролога и, конечно же, поддержкой и участием родителей ребёнка.

Советы родителям​

Общайтесь с ребёнком. Создавайте условия для его общения со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения.

Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

Дарите свою любовь и внимание.

Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – это важное условие.

Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, друзьями.

Создайте дома​ развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Преодоление трудностей в обучении — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

згарнуць